Наталья Дейниченко
Технология «Загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Загадки». В отличие от выше перечисленных модулей, эта технология используется нами не так часто, как остальные. Когда и как часто использовать данный модуль воспитатели каждой группы могут решать индивидуально.
Технология «Загадки» представляет собой вопрос, на который дети могут ответить только «да» или «нет».
Публикация «Технология „Загадки“» размещена в разделах
В нашей группе, во время изучения и обсуждения темы: «Время и времена» вопросы звучали так: «Водой можно измерить время?», «Время измеряется часами?», «По цветам можно узнать время?».
Утром до прихода детей, на доске записывался вопрос–загадка. Ниже располагались карточки со словами «да», «нет». Ребенок, заходя в группу, видел на доске вопрос, самостоятельно читал его. Затем, ему предстояло сделать выбор варианта ответа. Если воспитанник выбирал ответ «да», под соответствующей карточкой записывал свое имя; так же и с карточкой «нет».
Когда собирались все дети, мы начинали обсуждение этого вопроса: знакомились с информацией, помогающей понять, как ответить на вопрос. Ребята высказывали свои гипотезы, проводили эксперименты, рисовали схемы. В завершении обсуждения, ребенок мог поменять свой вариант ответа. Тогда он подходил к доске и стрелкой показывал на другую карточку.
Таким образом, вопрос-загадка является побудительным мотивом к познавательно-исследовательской деятельности детей - опытам, наблюдениям, чтению и рассматриванию книг, к другим продуктивным видам деятельности.
Так, например, работая с вопросом: «По цветам можно узнать время?», ребята высказали свои предположения. Одни считали правильным ответить «да», другие – «нет». Чтобы внести ясность, мы с ребятами стали изучать информацию на эту тему. Оказалось, что впервые цветочные часы были составлены Карлом Линнеем. Он заметил, некоторые цветы раскрывают свои бутоны в пять утра, другие в шесть и т. д. В пасмурную и дождливую погоду цветы вообще не раскрываются и тогда время по цветам определить не возможно. В процессе изучения данного вопроса, мы узнали, что для каждой местности должны составляться свои цветочные часы. Полученную информацию, дети преобразовали в схему «Принцип работы цветочных часов». Каждый ребенок создал свою индивидуальную схему.
Не меньший интерес вызвала работа с вопросом: «Водой можно измерить время?». Отвечая на него, мнения детей разделились. Было решено провести опыт. Мы взяли бутылку, секундомер, шило, воду. Проколов отверстие, каждую минуту мы отмечали на бутылке пластилином. Так мы получили водяные часы. Оказалось, их придумали еще в древнем Египте. Назывались они «Клепсидра», «Гидрологиум».
Один из воспитанников изготовил инструкцию по изготовлению водяных часов. После проведения опыта, для родителей мы подготовили фотоотчет. Узнав, что в группе кипит такая интересная жизнь, родители приходили в восторг. Они начинали предлагать свои способы участия в реализации темы, еще более охотно несли в группу энциклопедии, картинки и другой материал по теме.
Хочется отметить, такая технология как «Загадки» дает возможность детям размышлять, делать свой выбор, возможность проверить свою гипотезу, предположение, также активизирует познавательную активность детей. Используя данную технологию, воспитатели видят интересы детей, учатся правильно задавать вопросы, подбирать интересные для детей задания, видеть, как дети осваивают новую тему.