Татьяна Корягина
Технология полоролевого воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Технология полоролевого воспитания дошкольников
В условиях модернизации и развития дошкольного образования в последние годы происходят большие и серьезные изменения. Одним из значимых направлений является развитие личности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве. Социально – коммуникативное развитие не может проходить без учёта специфики пола ребёнка.
Публикация «Технология полоролевого воспитания» размещена в разделах
«…Мальчики и девочки - два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны! (из книги «Мы мальчики, мы девочки», автор Н. Е. Татаринцева).
По мнению Н. Л. Белопольской, в условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания, в результате чего воспитание затрудняется, в ряде случаев приобретает искажённый характер. Изучив пособие Н. Е. Татаринцевой «Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста», в своей разновозрастной группе провела диагностику организации воспитательно-образовательного процесса и семейного воспитания с учетом гендерного подхода.
Диагностические методики:
- Метод наблюдения (Н. Е. Татаринцева) (наблюдение за поведением детей, выборочное наблюдение за игрой, во время НОД, во время выполнения культурно-гигиенических процедур, в свободное время и т. д.).
Цель: выявить особенности полоролевого поведения в различных видах детской деятельности.
Задачи: наблюдения за действиями детей в игре, на прогулке, в раздевалке, в процессе ухода за животными и растениями в группе.
Воспитатель отмечает следующие особенности в поведении ребенка:
1. С кем чаще всего играет: с мальчиками или девочками?
2. Какие игры или игрушки предпочитает: машины, конструкторы, куклы, мягкие игрушки, строительные игры, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, др.
3. Какие роли берет на себя в сюжетно-ролевых, подвижных играх и играх-ароматизациях?
4. Если мальчики и девочки играют вместе, то какие роли выбирает мальчик (девочка?
5. В трудовой деятельности ребенок предпочитает дело, требующее серьезных небольших физических усилий, перемещения в пространстве, оказания помощи воспитателю или сверстнику — девочке (мальчику, предполагающее качественное выполнение, требующее действия знакомыми способами или строго по инструкции, др.
6. Чаще проявляет интерес к чему-то новому, нестандартному - требующему самостоятельного поиска решения, или к задачам, способ решения которых достаточно хорошо знаком и можно использовать известный алгоритм.
7. Предпочитает задания вербального или практического характера?
8. Какого содержания книги выбирает?
9. Кто любимые герои книг (мультфильмов?
10. Как ведет себя по отношению к противоположному полу?
Все гендерные проявления детей в течение двух месяцев фиксируем в дневнике наблюдений в свободной форме.
- Педагогическое наблюдение за игровой и реальной деятельностью мальчиков и девочек (по показателям Н. Н. Серовой).
- Индивидуальные беседы с детьми: «Я - мальчик. Я – девочка», «Мужской и женский мир», «О народных традициях».
- Тестовые задания «Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Профессии».
- Рисуночные тесты рисуночные тесты: «Нарисуй себя», «Моя семья», «Хороший мальчик / плохой мальчик», «Хорошая девочка/ плохая девочка».
- Н. В. Нижегородцева «Изучение сформированности образа Я».
- А. Д. Кошелева «Изучение способов выражения эмоций».
«Сюжетные картинки».
«Закончи историю».
«Изучение самооценки и морального поведения».
- М. А. Панфиловой «День рождения».
- А. И. Захарова «Интервью с ребенком».
Результаты диагностики позволили установить уровни и особенности гендерного воспитания детей:
- Представления дошкольников о своей половой принадлежности и половой принадлежности других людей по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции) характеризовались фрагментарностью, неточностью, дети испытывали сложность в дифференциации функциональных особенностей мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения).
- У большинства детей наблюдалось отсутствие стабильности в проявлении «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.
- Представления детей характеризовались раздробленностью.
- У 56% детей оказался средний уровень представлений об особенностях поведения, взаимоотношений, специфики проявления чувств, эмоций людей разного пола, о «мужском» и «женском» в народной культуре, о ценностях пола.
.
В соответствии с этим поставила цель:
Углубить работу по формированию представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола, сформировать прочные дружеские отношения, культуру общения, уважения друг к другу.
В содержании полоролевого воспитания применяю такие методы и приемы: Гендерное приветствие и прощание («доброе утро, девочки», «доброе утро, мальчики).
Широко использую беседы на следующие темы:
- Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком? Почему?
- По одежде встречают, по уму провожают.
- Женские и мужские дела (дома и в обществе).
- Как я помогаю маме (папе?
- Каким должен быть мальчик (девочка?
- Материнский организм – настоящее чудо природы.
- Должны ли дружить мальчики и девочки?
- Любимые игры мальчиков и девочек.
- Уроки этикета.
- Растём здоровыми (о вредных привычках) и др.
Усвоение половой роли – это в первую очередь познание ее моральных требований, норм и правил поведения. Сказки, рассказы, стихи очень помогают детям узнать, как положено и как не стоит вести себя девочке или мальчику. Слово – один из сильнейших раздражителей психики. Слушая сказки, дети идентифицируют себя с положительными героями, получая этические ориентиры полового поведения. Из художественных произведений дети узнают о таких мужских качествах, как отважность, смелость, ответственность, выдержка, и то, что эти черты могут быть присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Из литературных произведений дети узнают и о женских чертах: терпении, милосердии, нежности. В этом помогают такие произведения: Ш. Перро «Красная Шапочка», Русская народная сказка «Морозко», С. Маршак «Мальчики и девочки», А. Барто «Помощница», С. Михалков «Дядя Стёпа», В. Осеева «Просто старушка» и др. О мужественных поступках людей повествуют рассказы и стихи С, Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».
Большое внимание уделяю дидактическим играм:
«Кто как одевается?»
Цель: закрепить знания детей о мужской и женской одежде во время «одевания» кукол; воспитывать спокойное отношение к обнажённому телу.
Материал: плоскостные изображения мальчиков и девочек, одежда для «одевания».
«Что сначала, что потом?»Цель: продолжать развивать познавательные возможности девочек и мальчиков, уяснить последовательность при рождении представителя животного и растительного мира, причинно-следственные связи.
Материал: возрастные цепочки человека, животных, растений в картинках.
«Сундучок хозяюшки», «Действия – мужчина, действия – женщина», «Кто кем был?», «Одень куклу», «Кто что делает», «Кем я буду и каким?».
«Поступки и настроение»
Цель: Развитие коммуникативных навыков и эмоционально – волевой сферы.
Материал: карточки с изображением хороших и плохих поступков детей, пиктограммы эмоций «Радость», «Удовольствие», «Грусть», «Недовольство», «Удивление», «Презрение», «Страх», «Равнодушие», «Спокойствие».
Игры – состязания – «Назови смелую профессию», «Напиши словесный портрет мальчика (девочки)»
Проблемные ситуации, близкие опыту детей
Создание проблемных ситуаций для девочек:
• Дети вышли на прогулку. У Димы неправильно застёгнуты пуговицы. Ты:
а) поможешь Диме правильно застегнуться;
б) скажешь об этом воспитателю;
в) сделаешь вид, что не заметила этого.
Создание проблемных ситуаций для мальчиков:
• Ты едешь в автобусе. На остановке в него заходит женщина. Ты:
а) встанешь и предложишь ей сесть;
б) будешь смотреть в окошко;
в) сядешь к маме на колени, молча уступив место.
Обсуждение проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок - схем по следующим темам:
«В театре»
«Злая собака»
«В магазине»
«Будь внимателен к другим»
«Случай на прогулке»
Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить. Девочка – это будущая женщина. Девочки, желающие стать прекрасными дамами, не плачут по любому поводу, не кричат, не ругаются, стараются быть нежными, отзывчивыми. Девочки не лезут в драку и сами никогда ее не начинают. Мальчик – будущий мужчина. А настоящий мужчина никогда не обидит женщину. Он всегда готов прийти на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности. Мальчик, который хочет стать таким, никогда не обидит девочку. Он умеет защищать девочек от неприятностей и опасностей, прощает им их недостатки.
В сюжетно-ролевых играх организация игровых ситуаций происходит самостоятельно или под руководством взрослого. В каждом сюжете определенной игры дети отражают трудовые действия девочек и мальчиков, женщин и мужчин, их отношения, взаимодействия и взаимозависимость.
В игре «Ателье», например, дети знакомятся с названиями элементов мужских и женских костюмов, делают их чертежи и выкройки, обсуждают модели одежды в журналах мод, изготовленных специально для игры. Мальчики заказывают рабочую спецодежду для игр «МЧС», «Летчики», «Гараж».
Различные варианты загадок. Например:
Загадки-обманки.
Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчишки).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики). Болтали час без передышки в цветастых платьицах (девчонки).
При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчишки).
В физическом развитии воспитанников учитываем различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
• Различия в дозировке
• Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам)
• Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
• Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
• Акцентируем внимание детей на мужские и женские виды спорта.
В группе ведётся работа по оснащению спортивного уголка в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы.