Мария Кузьмина
Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности в работе с детьми с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Ещё в начале XX века по идеям Л. С. Выготский правительство уделяло особое внимание решению задач встраивания умственно отсталых детей в социум. Исторический контекст развития государства (индустриализация, подъём хозяйства) определил основное средство социализации – полноценный труд в силу возможностей каждого гражданина. Особое внимание уделялось трудовому обучению, создавались учебные мастерские, где по достижении 12 – летнего возраста учащиеся могли начать трудовую деятельность. Позже школы-интернаты преобразовались во вспомогательные фабрично-заводские семилетки (ФЗС).
Публикация «Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности в работе с детьми с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Различные взгляды зарубежных и российских ученых на процесс социализации обусловлены, с нашей точки зрения, прежде всего экономическими и культурно-историческими условиями. На сегодняшний день в практике Российской педагогики широко применяется обмен опытом не только внутри страны, но и большое внимание уделяется опыту зарубежных коллег. Эта тенденция позволила существенно улучшить как отечественное образование в целом, так и обучение умственно отсталых в частности. Через систему международной проектной деятельности формируется трансконцептуальный кросскультурный подход к проблеме социализации умственно отсталых детей. Некоторые разработки зарубежных ученых интересны не только в плане ознакомления, но также в плане адаптации к потребностям образовательной практики в нашей стране.
Анализ самого понятия «социализация», проведенный по работам А. В. Мудрика, Б. Д. Парыгина, Б. Ф. Поршнева и др., позволил предложить комплексное определение. Социализация – это многогранный процесс установления связей человека с миром (обусловленный как биологическими предпосылками, так и условиями вхождения в социальную среду, который предполагает: а) социальное познание, социальное общение, овладение практическими навыками; б) усвоение социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей; в) активное переустройство окружающего природного и социального мира; г) изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие. Процесс социализации включает в себя процессы развития (реализация изначально присущих человеку задатков и свойств в ходе взаимодействия с окружающим миром) и образования (целенаправленное освоение системы культурного опыта, накопленного в рамках различных наук). Скорректированная под задачи работы специалиста с умственно отсталыми детьми, социализация в условиях коррекционной школы представляет собой: процесс, посредством которого воспитанник приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно; – процесс взятия государством под свой контроль, ради пользы всех членов общества, образовательное сопровождение становления человека с интеллектуальными ограничениями в развитии; – процесс, посредством которого новый член общества научается адаптироваться к социальным нормам и ролям; – соответствующие результаты любого из вышеупомянутых процессов.
Дети с умственной отсталостью чаще всего испытывают трудности в социальной адаптации, поэтому им необходима поддержка со стороны взрослых. Часть такой помощи оказывают социальные работники. Для успешной работы сотруднику социальной защиты необходимо соблюдать профессиональные принципы, такие как:- профессиональная компетентность (осведомлённость об условиях и способах решения возникающих проблем, умение применять эти знания на практике);
- стимулирование активности (побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для решения поставленной задачи);
- ответственность, знание своих прав и единство и правильное соотношение полномочий и ответственности, прав и обязанностей специалиста;
- комплексный подход, всесторонность воздействия;
- равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
-сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
- целенаправленность деятельности, умение спрогнозировать результат и выработать конкретную программу действий.
Социальный педагог действует в правовом поле современного законодательства. Главной задачей социального педагога является создание личностно-утверждающей ситуации, которая позволяет актуализировать силы саморазвития личности ребёнка. Достоинство ситуации как метода воспитания в том, что ее нельзя создать для некого усредненного ребёнка или класса. Личностно-утверждающая ситуация для каждой конкретной личности своя. В ситуации можно выявить наиболее скрытую информацию о внутреннем мире ребёнка, которую трудно или просто невозможно получить с помощью интервью, анкет, наблюдений.
Законодательную, нормативно-правовую базу социального педагога в России, как и в любом другом государстве, определяют правовые документы. В декабре 2013 года был утверждён новый Федеральный закон N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". В этом законе чётко прописаны права и обязанности социального работника и людей, которые нуждаются в оказании социальных услуг.
Настоящий Федеральный закон устанавливает: правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей социальных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг.