Хаванова Олеся Валериевна
Нормативно-правовая база по образованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» впервые законодательно закреплено двуединое определение понятие «образование".
«Образование» - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
«Образование» - это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Публикация «Нормативно-правовая база по образованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основная функция системы образования – развитие ресурса образования как института гражданского общества. Особое место среди функций образования занимает правовая функция. Существуют такие разновидности правовых функций как: правотворческая функция, правоприменительная функция, правоохранительная функция, контрольная функция и надзорная функция.
Правовое и нравственное регулирование образовательных отношений взаимодействует между собой. Но приоритет имеет правовое регулирование, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями, которые должны быть реализованы. Это достигается посредством применения мер государственного принуждения (включая меры юридической ответственности). Законодатель принимает комплексные нормативно-правовые акты, в которых закрепляются нормы разной отраслевой принадлежности.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования в России, в соответствии со ст. 4 Закона «Об образовании в РФ» выступают:
- Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
- Создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;
- Создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
- Определение правового положения участников отношений в сфере образования;
- Создание условий для получения образования в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- Разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Ф и органами местного самоуправления.
Одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования является реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ОВЗ в РФ составляют документы нескольких уровней:
- международные (подписанные СССР или Российской Федерацией)
- Федеральные (Конституция, законы, семейные и гражданские кодексы)
- правительственные (постановления, распоряжения);
- ведомственные (Министерство образования);
- региональные (правительственные и ведомственные)
Международное законодательство в области закрепления права детей с ОВЗ на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.
Одним из первых международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года и ставшая основной для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила социальные, экономические, культурные, политические и гражданские права. В статье №1 Декаларации закреплено следующее положение:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ОВЗ является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье №24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течении всей жизни»
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, образование должно быть направлено на:
- Развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
- Обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
- Обеспечение доступа инвалидам к образованию в местах их непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
- Предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, обеспечивающих процесс обучения;
- Создание условий для освоения социальных навыков;
- Обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 3 мая 2012 года, Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеперечисленных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.