Елена Аникина
Здоровьесберегающая среда в работе с детьми с ОНР
Здоровьесберегающая среда в работе с детьми с ОНР
Нормальное психосоматическое развитие ребёнка.
Консультация для воспитателей Нормальное психосоматическое развитие ребёнка.
Здоровьесберегающая среда в работе с детьми с ОНР.
1. На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с отклонениями в психическом развитии. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.
Публикация «Здоровьесберегающая среда в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Оформление детских садов
- Темочки
Зачастую, родители неверно понимают свои воспитательные задачи. В некоторых случаях дети бывают предоставлены сами себе, родители не считают нужным вмешиваться в их деятельность. Либо они, наоборот, резко ограничивают свободу ребенка, навязывая ему свои интересы и увлечения, заставляя малыша усваивать ненужные для его возраста знания. Например, рано учат его иностранным языкам или музыке, обучают достаточно сложным физическим упражнениям, с младенчества занимаются плаванием и т. п. Таким образом, происходит перескакивание естественных этапов развития, что негативно сказывается на психическом и физическом развитии детей.
Существуют предпосылки для нормального психического развития. Они определяются различными факторами: размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие. Особой чувствительностью в плане влияния перечисленных факторов отличаются зародыш и плод. Известны некоторые причины серьезных нарушений в развитии зародыша и плода, а именно: неправильное деление хромосом, недостаточность плаценты, вирусные и изначальные инфекционные заболевания плода, нарушения, связанные с обменом веществ, появившиеся вследствие заболеваний матери, резус-конфликт, влияние ионизирующих лучей, влияние некоторых лекарств, токсических препаратов, что непосредственно сказывается на психосоматическом развитии ребенка в будущем.
Условием для нормального психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которым подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Не лучшими условиями для развития плода являются следующие условия: слишком молодой возраст будущей матери, микро - и макротравмы в период беременности, изменение давления, например, во время путешествия самолетом, шум, продолжающийся достаточно долго, последствия лечения бесплодия. С нарушениями рождаются дети у тех женщин, которые много курят и пьют. Все эти дети входят в так называемую группу риска. Недоедание во время беременности, недостаток витаминов, особенно А и В2, также могут вызвать нарушения в развитии плода. Таким образом, питание матери, образ ее жизни сказываются на развитии плода. Если женщина беременна, она не должна курить и употреблять алкогольные напитки. Отрицательно влияют на развивающийся плод, в основном на нервную систему, негативные эмоции беременной, переживания, нервозность. Крайне нежелательны семейные конфликты, так как у беременной может возникнуть чувство страха.
Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье. Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушениям психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.
Кроме того, психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он - одаренное и любимое дитя. Это необходимо для нормального развития ребенка также как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша, как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей.
По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец.
На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенок, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить, и он до семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая, скорее всего, будет впоследствии мстить как своим близким, которые пренебрегали её развитием, так и обществу.
Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развитие двигательной сферы вообще, и мелкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Мелкая моторика - основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь.
Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано. Родителям нужно защитить малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т. п.).
Таким образом, психическое развитие детей зависит от наследственности, семейной среды и воспитания, а также внешней среды с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния. Решающее значение имеет здоровье матери (возраст, отсутствие инфекционных и вирусных заболеваний, вредных привычек, здоровая наследственность, благоприятное течение беременности и родов (отсутствие микро - макротравм, нормальное функционирование плаценты, отсутствие неблагоприятного воздействия окружающей среды (токсические препараты, лекарства, радиация, а также психоэмоциональное состояние беременной и ее хорошее питание. Важнейшим условием психического развития ребенка является развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности. Для нормального психического развития ребенка крайне необходимо обеспечение его основных потребностей в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями.
2. Норма психического развития: это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях, т. е. возрастная норма - это максимальные достижения без особых задатков (особые задатки - абсолютный слух, исключительная память, неутолимая потребность в усвоении всё новой информации и т. д.).
Психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа, реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и приобретенными качествами, постепенным формированием структуры и функции различных отделов ЦНС.
Нормальное психическое развитие имеет строго определенные этапы, которые ребенок должен пройти. Если же какой-то этап не будет пройден должным образом, то в дальнейшем человеческая психика не компенсирует эту утрату, и развитие пойдет по ущербному типу. Все этапы психического развития человека имеют свои особенности.
Первый этап – получение информации.
Основы психической деятельности закладываются на первом году жизни. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в это время происходит так называемое первичное обучение. Если ребенок не получает на этом этапе достаточного количества информации, заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.
На первом году жизни ребенок очень тесно связан с матерью. Что вполне естественно. Но эта связь должна быть, если так можно выразиться, очень дозированной. Мать должна быть рядом с ребенком, но в то же время не мешать его свободному развитию. Ведь в первый год жизни ребенку предстоит пройти самый большой, самый интенсивный и самый, тяжелый путь познания окружающего мира. В этот период у него постепенно проявляется все большая тяга к свободе, но в то же время малыш еще очень нуждается в близости матери. Стремясь к отделению, он постоянно возвращается обратно. К концу первого года жизни симбиотическая, невидимая "пуповинная" связь с мамой должна атрофироваться. Ребенок должен получить право на проявление своей самостоятельности.
Второй этап – обследование окружающего пространства.
Когда ребёнок начинает ходить, наступает новая фаза развития. Приняв вертикальное положение, малыш имеет уже гораздо больше возможностей для обследования окружающего пространства. Этот период важен еще и тем, что ребенок начинает осваивать речь, и пассивный запас в 1,5 года - 1 год 8 месяцев достигает 300 слов. Третий этап – свобода и творчество.
Бурное развитие речи к двум годам - начало речевого общения с окружающим миром, новый этап свободы и творчества ребенка. На этом этапе моторное развитие связано с интеллектуальным развитием: чем увереннее передвигается ребенок, тем у него лучше развиваются психические функции. Трехлетний возраст является критическим периодом. В связи с перестройкой лобной области коры головного мозга происходит переход на новый психический уровень, так как мышление становится речевым, а речь осмысленной. У ребенка отмечается выраженное тяготение к самостоятельности.
Четвёртый этап – «мифологический»
(от 3 до 7 лет).
Ребенок приобретает способность играть в ролевые игры. Поначалу ребёнок манипулирует предметами. Он осваивает функцию предмета. А это значит, что, ребёнок стучит, гремит, возит, двигает, складывает, наливает, вытаскивает. Постепенно малыш начинает придавать предметам определенное назначение: автобус возит людей, а грузовик - мебель, эта кукла - мама, а та - врач. Появляется метафоризация: стул может стать кораблем, пространство под кроватью - пещерой. Ролевая игра чрезвычайно важна для нормального развития ребенка. Она бывает шумной, агрессивной, даже разрушительной, и, тем не менее, взрослый не должен препятствовать игре детей. Другое дело, что он может эти игры организовывать, направлять в более конструктивное русло, но запрещать активные игры нельзя ни в коем случае. Ребёнок осваивает путь от режиссерской игры до сюжетно-ролевой.
Пятый этап – формальной логики.
(7-8 лет)
Именно на этом этапе происходит интенсивное развитие логического мышления, и закладываются основы абстрактного мышления. Развивается учебная деятельность.
Для сохранения нормального психического развития ребёнка необходимо создать здоровьесберегающую среду с целью профилактики психоэмоционального напряжения детей. Для эффективного воздействия на психическое состояние детей в нашем учреждении созданы такие условия, при которых ребёнок является субъектом этой деятельности. В последние годы всё большее значение в профилактике психического напряжения придаётся обучению детей психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети быстро научаются приёмам аутогенной тренировки. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей хорошо развито воображение, которое помогает им легко войти в нужный образ. На занятиях по психогимнастике я, например, широко использую комплексы психомышечной тренировки А. В. Алексеева. Примеры. Которых приведены ниже.