Татьяна Ласковец
НОД «Жаворонки летите, к нам весну красную несите» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по познанию в старшей группе
" Жаворонки летите, к нам весну красную несите"
Программные задачи:
Образовательные задачи:
-Формировать представление о традициях русского народа, содействовать приобщению к истокам народной культуры.
-Познакомить детей с народной традицией встречать весну " жаворонками.
-Учить лепить из теста жаворонка, свернув в узелок жгутик теста.
-Прививать интерес к русскому фольклору - весенним закличкам, песенкам, играм.
-Познакомить детей с жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).
Развивающие задачи:
Публикация «НОД „Жаворонки летите, к нам весну красную несите“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
-Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах.
- Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.
-Активизировать словарь: жаворонок, противень, «пернатые друзья», «весна-красна».
Воспитательные задачи:
-Формировать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе, доброжелательное отношение к гостям и друг другу.
Предварительная работа:
Подобрать картинки, иллюстрации птиц, русских народных игрушек, народных костюмов. Беседа о весне и признаках ее наступления; чтение литературы о весне и птицах; рассматривание иллюстраций "Перелетные птицы"; заучивание стихотворений, закличек.
Материал:
Мультимедийная техника, фартучки, шапочки, мука, тесто, изюм, фонограмма с голосами птиц, выпечка «жаворонки», картинки весны, схематическое изображение птиц, макет печки, березы, елки; доски и стеки для лепки, народный праздничный костюм для воспитателя.
Методические приёмы:
1. Показ и объяснение воспитателя;
2. Игровая ситуация, с использованием художественного слова;
3. Художественное слово;
4. Наблюдение за работой детей;
5. Анализ работ воспитателем и детьми;
6. Поощрение.
Ход образовательной деятельности.
Звучит русская народная мелодия. Хозяйка в русском народном костюме приходит в группу и приглашает детей в горницу.
Хозяйка: Ребята, какие вы все красивые. Подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их, пожелаем доброго утра, крепкого здоровья, хорошего настроения и подарим им свои замечательные красивые улыбки. Улыбнитесь все… Какие вы молодцы…
Хозяйка: Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в горенку, к теплой печке. Хоть зима и прошла, да холода не унесла, а у меня тепло и уютно! Посидим рядком, поговорим ладком. Ребята, какие вы все красивые, Мальчики у нас, что добры молодцы, а девочки, что красно солнышко. Ребята, посмотрите, пожалуйста, какое необычное у меня платье. Правда, не обычное. Это, ребята, русский народный сарафан. Раньше его носили мамы, бабушки и даже девочки. А на голову повязывали платочек, или ленточку, а в праздники надевали вот такой красивый кокошник. У меня тоже сегодня праздник, потому что я пришла к вам. Поэтому я и решила одеться по- праздничному.
Светлее небо, тает снег
Я расскажу вам о весне:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,-
Значит к нам пришла. весна /Говорят дети/
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая -
Значит к нам пришла. весна /говорят дети/
- Правильно, наступила ВЕСНА. Подойдите к окну, посмотрите, какая весенняя погода стоит на улице и назовите приметы весны.
Дети: Тает снег, снег рыхлый, в начале весны грязный. Ярко светит солнышко, щебечут птицы на деревьях, набухают почки.
- Ребята, а вы хотите пойти на прогулку в весенний лес?
Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги, надо перепрыгнуть через них. В путь.
/Звучит Музыка Ломовой "Поскачем" дети идут, перепрыгивают через лужи и ручейки. Останавливаются в центре зала. /
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Какой здесь свежий, чистый воздух, вдохните глубоко носиком, подышите.
/Звучит Музыка Гершова "Вальс". Дети греют лицо. Звучит музыка ручья, голоса птиц/.
- Ребята, слышите, как журчат ручейки, поют птицы. /прислушиваются/. -
(дети садятся на пенёчки)
Проектор – картинка о весне – 1слайд
Хозяйка: Послушайте мой рассказ о том, как на Руси весну ждали, к себе закликали. В первые дни весны наряжались празднично и ярко, закликали солнце, чтобы светило, не медлило, а катилось красным колесом к лету, заманивало птиц перелетных, вызывало капель да оттепель. Весной наступают дни, когда солнышко начинает светить ярче и дольше, чем зимой.
Одно из главных весенних событий это то, что к нам прилетают наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком речь? Почему мы называем птиц «пернатыми» и «друзьями»? (Ответы детей). Верно, «пернатыми» потому, что тело птиц покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая тем самым парки, сады, леса, поля и огороды.
А как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Ответы детей). Правильно, перелетные. Назовите известных вам перелетных птиц. (Ответы детей). Ласточки, скворцы, грачи, малиновки, зяблики, соловьи, кукушки, цапли, перепела, аисты, корольки, утки, гуси, журавли, лебеди, жаворонки.
Проектор –слайд о птицах
Чем похожи птицы? (Внешним видом: есть клюв, 2 лапки, перья, крылья, хвост, умеют летать).
Чем они отличаются друг от друга (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев).
Х-ка: Молодцы, ребята. Немало знаете о птицах. А какие сказки помните, в которых действующими лицами являются птицы? (На столике выложены книги со знакомыми детям сказками, среди них нужно выбрать сказки в которых говорится о птицах: например, Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен, «Гуси-лебеди» русская народная сказка).
И сказки вы знаете. Молодцы.
В старину больше всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляют природу пробуждаться от зимнего сна. Его так и называют «певец весны».
А вот и он сам. (Звучит аудиозапись пения жаворонка и на проекторе появляется изображение жаворонка).
-Понравилась вам песня жаворонка? Понятно вам, за что жаворонка называют «певцом весны»? Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни. Жаворонок. Птичка немного крупнее воробья. Благодаря своей окраске она умеет прятаться в земле так, что становится совершенно незаметной. Весной у жаворонков много забот: найти себе пару, обустроить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов.) Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, конским волосом, перьями. А для чего жаворонки это делают? (Ответы детей). Мягкая подстилочка в гнезде нужна для того, чтобы отложенные туда яйца не повредить, да и птенцам на мягком удобнее. Самочка откладывает от трех до пяти яиц. По цвету они рыжевато-серенькие.
Как и другие птицы, жаворонки выкармливают своих птенцов насекомыми. Аппетит у птенцов отличный, растут они так быстро, что родители не нарадуются.
В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков. Мы сейчас тоже встанем и позовем жаворонков.
Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
А теперь нам пора возвращаться домой. Будьте осторожны, не промочите ноги, старайтесь перешагивать и перепрыгивать лужицы и ручейки. (Дети идут,перешагивая через ручейки и лужи). Ну вот, мы и дома.
Ребята, посмотрите, какую красивую корзину я вам принесла, (хозяйка вносит корзинку накрытую платком, а в ней птички из лоскуточков). Хотите узнать, что в ней? (Да). Тогда отгадайте загадку:
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
Правильно, птички. Ребята, когда ваши бабушки и дедушки были совсем маленькие, такие, как вы, у них не было игрушек, как у вас, а им очень хотелось играть, а в магазине они игрушки не могли купить. И тогда мамы, бабушки и старшие сестренки шили им игрушки сами, своими руками из разноцветных тряпочек да лоскуточков. Вот такими птичками и играли раньше ваши бабушки и дедушки, когда были такими же маленькими, как вы сейчас. Хотите тоже поиграть? (Воспитатель раздает детям птичек)
- Сейчас мы наших птичек повесим на праздничную
карусель с лентами и вдохнем в них жизнь, подуем на
них, и они полетят высоко-высоко к солнышку. (Дети
вешают птичек и приговаривают):
Мы на праздник птичек делали
И на ленты их повесили,
Поиграли дружно с ними
Дух весенний в них вселили,
Ой, лики. лики,лики
Наши жаворонки летите
И весну-красную на крыльях принесите.
- А вы знаете, ребята, с приходом весны мамы и бабушки делали из теста маленьких птиц - "жаворонков". А вы хотите слепить из теста таких птичек? (Воспитатель рассматривает с детьми образец «жаворонка»).
Для этого мы оденем с вами передники, шапочки, помоем руки и я вас научу лепить из теста жаворонков. Занимайте места и внимательно смотрите, что мы будем с вами делать. Давайте вспомним, из каких частей состоит птичка?
Дети:
- Голова, клювик, тело, крылья, хвостик.
Хозяйка: Сначала нам нужно обмакнуть руки в муку. Зачем мы это сделали? (чтобы тесто не прилипало к рукам). Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают тесто? (муки, воды, яиц, соли, сахара). Сначала мы раскатаем из теста " колбаску", теперь завяжем " колбаску" узелком, оставив короткие кончики. Верхний кончик превратим в головку жаворонка, а нижний –в хвостик (приплюснем и ножом сделаем надсечки). Узелок напоминает крылышки, сложенные на спинке. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков). Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились. Готовых жавороночков высаживайте на смазанный маслом противень – так называется доска для выпечки. Знакомо вам это слово? Если нет, то повторите его еще раз и постарайтесь запомнить. Попросим Татьяну Владимировну отнести противень с жавороночками на кухню и поставить выпекаться … куда? В духовку. (Дети работают под звуки «Песни жаворонка»).
Пока пекутся наши "жаворонки", мы с вами превратимся в птичек и поиграем в игру "Мы - птички"
Мы невелички - маленькие птички
На забор присели, Песенку пропели
Чик - чирик:
Песенку пропели
В поле полетели
Колоски искать,
Зернышки клевать.
Клю - клю:
В лес мы полетели,
На веточки сели.
На ветвях сидим,
Друг на дружку глядим,
Звонко говорим:
Чик - чирик:
А устали птички,
Птички - невелички,
Полетели спать,
В гнездах отдыхать. Дети стоя, отводят руки " крылья" назад и выполняют наклоны головы вправо и влево.
Приседают с хлопком в ладоши. Произнося: "Чик - Чирик".
Бегают на носках, взмахивая руками, как крыльями.
Делают наклоны вперед, отводя прямые руки назад и произнося: клюю:
Бегают врассыпную.
Делают повороты корпуса вправо, влево, взмахивая руками и произнося: Чик - чирик.
Убегают на места и садятся, положив ладошки под щечку.
Хозяйка приносит "жаворонков" :
Попало наше тесто в горячее место.
Попало – не пропало! Жаворонками стало.
Ах, какие красивые птички у нас получились. А какие глазки, клювики красивые и пёрышки. (Каждый ребенок получает в салфетке булочку-жаворонка).
проектор
- Ребята, раньше мамы раздавали жаворонков детям. Они сажали своих жаворонков на длинные шесты и большой гурьбой, с криками, песнями, звонким смехом носили их по деревне до самого обеда. Набегавшись вволю, ребятишки собирались все вместе и ели своих птичек.
Хозяйка: Ну что ж, ребятки, а теперь пришла пора прощаться. Ребята, вам понравилось у меня в гостях. (Да). А мне вы очень понравились. А теперь пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (До свидания).