Инна Киреева
НОД по познавательному развитию «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие ценностного отношения к родной культуре; формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа; развивать познавательный интерес,речь детей,прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа.
Словарная работа: обычай, кликали, заклички, «в самом разгаре», «весна- красна», приметы весны, традиции народа.
Используемый материал: иллюстрации с изображением праздничных гуляний, Сороки, Жаворонки, картинки с изображением птиц, тихая музыка, голоса птиц.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: учение наизусть закличек.
Ход занятия
Воспитатель: -Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю - красное место.
Нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и скажите слова: -
«Здравствуй, Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте все мои друзья»
(дети повторяют за воспитателем)
(звучит музыка весны)
Воспитатель: - Ребята проходите на свои места.
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее должны отгадать:
«Шагает красавица,
легко земли касается,
идет на поле, на реку,
и по цветку, и по снежку?»
(весна)
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно, это весна!По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. А чтобы весна-красна пришла скорее, ее зазывали песнями-веснянками, закличками. Давайте разучим веселую закличку и позовем весну :
«Весна, весна-красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными».
Воспитатель: Молодцы ребята.
Чтобы приблизить тепло и весну, давным-давно на Руси люди придумали обряд. Вспомните, что обозначает слово «обряд»?
Ответ детей: Действие в честь праздника.
Воспитатель: Ребята, а какие большие праздники имеют свой обряд?
Ответ детей: Рождественские колядки; на масленицу делают чучело масленицы, поют песни, водят хороводы, пекут блины; осенью проводят ярмарку; на пасху красят яйца, пекут куличи; закликают весну, жаворонков.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие вы знаете приметы весны?
Ответ детей: День стал длиннее, солнце стало теплее, поднимается выше, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из теплых стран (краев).
Воспитатель: Правильно ребята, предлагаю посмотреть на экран.
(Слайд) По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.
После 22 декабря, когда светлое время суток было самым коротким, день по минуткам прибавлялся и 21 марта день по продолжительности стал равным ночи – день и ночь сравнялись.
(Слайд)
21 марта так и называют – день весеннего равноденствия.
Праздник равноденствия дарит нам весна,
Пробуждается природа, ей уж не до сна,
Помирились ночь и день, ссориться что толку?
Равные они теперь, хоть и ненадолго!
Светлое время суток и дальше будет увеличиваться, и самым длинным день будет 21 июля.
Давайте вместе скажем: день весеннего равноденствия (повторяют)
Почему его так называют? (день равен ночи)
Воспитатель: Молодцы. А знаете ли вы, что 22 марта в народе считается днем прилета перелетных птиц? Прилетающих птиц люди встречают радостно, надеются на скорую весну. Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран.
Давайте вспомним какие птицы обитают в нашем родном Орловском крае?
Ответ детей: Голуби, вороны, дятлы.
Воспитатель: Хорошо дети. Всего на Орловской области обитает порядка 90 видов птиц, давайте посмотрим на них.
(Слайд.) Ворон, сорокопут, неясыть ушастый, овсянка, кобчик, поползень, дятел, зеленушка, дрозд, лесной конёк, сойка, дубонос, серая ворона и других.
Воспитатель: Кто мне скажет, какие птицы возвращаются к нам весной?
Ответ детей: Грачи, скворцы, ласточки, соловьи, жаворонки….
Воспитатель: Как мы назовем их одним словом?
Ответ детей: Перелетные.
Воспитатель: А узнаете ли вы этих птиц на картинках? Кто нам покажет грача? Ласточку? Скворца? Жаворонка?
(дети соединяют картинки с названием)
Воспитатель: Вы отлично справились с работай. К каким птицам относится жаворонок : зимующим или перелётным?
Ответ детей:К перелётным.
Воспитатель: Молодцы. Пришла весна на Великую Русскую землю и одна из первых птиц, прилетающая к нам, это жаворонок.
И вот ранним утром донесется трель «-чри-чри-и-и». Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют их его певцами весны. Послушайте голос жаворонка.
(запись)
Воспитатель: Какой голос?
Ответ детей: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, напевный.
Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. (Слайд)Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках».
( воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий, красный на пол). Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка, жаворонки, улетают из гнезда. Когда музыка закончится, нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.
(проводится игра)
Воспитатель: Жаворонок, не просто птица-это память о погибших воинах. В марте есть народный христианский праздник, посвященный жаворонку. 22 марта - «Сороки». Почему Сороки?
(Слайд) Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов.
Хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков», с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям. Дети надевали румяных жаворонков на длинные палочки и бегали с ними, зазывали в гости настоящих птиц, а еще птичек выкладывали в кружок, плясали вокруг них и пели песни – веснянки, водили хороводы. (Слайд)
Воспитатель: А сейчас мы с вами сыграем в игру «Жаворонок».
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.
Он входит в круг, который образует играющие, и бегает в нём. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
Потом играющие закрывают глаза.
«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
Воспитатель: Молодцы, жаворонки, не потерялись. А вы пекли сегодня жаворонков?
Ответ детей: Нет.
Воспитатель: Давайте продолжим народную традицию и сделает жаворонков из соленого теста.
(объяснение и показ)
Скатываем шар
Раскатываем небольшую колбаску
Делаем петлю так, чтобы один конец был длиннее (хвостик)
Формируем головку, оттягиваем клюв
Оформляем глаза изюмом
Сплющиваем хвост и с помощью стеки выделяем перья
Воспитатель: Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий, но ему одному скучно и он ждет друзей, которых вы сделаете сами.
Воспитатель: А перед работой сделаем пальчиковую гимнастику. Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья.
(воспитатель сопровождает слова показом)
Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетает и поем «-чри-чрии-и-и»
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет!
(дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).
Воспитатель: Давайте вспомним, как нужно работать с тестом
Ответ детей:
1. Клади инструмент в безопасное место
2. Работай со стекой только на подкладной доске
3. Будь внимателен, не порань руку
Воспитатель: Правильно, во время лепки не забывайте о правильной осанки, спина прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом. И так, мои дорогие, приступайте к лепке жаворонков.
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Какие у вас замечательные птицы - жаворонки получились. Когда они подсохнут, вы их раскрасите и на прогулке весну кликать будите. И родителям об этом обряде расскажите.
(воспитатель спрашивает у 2, 3 детей)
Анализ: Как Вы думаете какие получились жаворонки? Какое у Вас вызывает настроение, глядя на них?
Ответ детей:
Воспитатель: Вы отлично потрудились. Молодцы!
Посмотрите на подоконник, кто это к нам прилетел?
Ответ детей: Жаворонки.
Воспитатель: Это жаворонки из цветных лоскутков. У наших прабабушек и прадедушек в Орловской губернии был такой обычай: делать тряпичных жаворонков, водить хороводы, кликать птиц и весну. И, я вам предлагаю взять себе по жаворонку и встать в хоровод.
Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную,
Принесите нам.
Давайте, мои хорошие, тоже скажем эту закличку.
Хоровод «Жаворонки прилетели»
(Звучит музыка)
Воспитатель: Я вам дарю жаворонков, с которыми мы водили хоровод. Будете с ними играть в группе.
Анализ занятия:
Что вам понравилось в нашей встрече?
Что вам показалось трудным?
Ответ детей.
Воспитатель: на этом наше занятие подошло к концу. Пора прощаться!
До новых встреч, спасибо за внимание.