Екатерина Люфт
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вологодское кружево»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Кружевные сказки»
Приоритетное направление: художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста „Вологодское кружево“» размещена в разделах
Программное содержание: учить детей осознанно высказываться об эмоционально-образном содержании музыки, песни. Познакомить с новой музыкальной формой (вариации). Познакомить с разнообразными элементами орнаментального хоровода. Учить с помощью вариативной музыки, движений самостоятельно выстраивать орнаментальный хоровод. Закреплять умение детей импровизировать простейшие мелодии на заданный текст. Продолжать знакомить детей с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, расширять знания о кружеве. Обращать внимание детей на характерные элементы рисунка в кружевном плетении (улитка, змейка, звёздочка, колёсико и др.) Познакомить с творчеством русского художника В. Тропинина. Уточнить представление детей о жанре в живописи (портрет). Развивать фантазию детей при составлении кружевного узора (в рисовании).
Данные задачи решаются в предварительной работе. На интегрированном занятии расширяются знания, закрепляются навыки с помощью новых заданий; с применением незнакомого детям материала развивается их самостоятельность, инициатива, творческие проявления.
Ход НОД:
Зал оформлен как русская изба: стол, украшенный скатертью с ажурной каймой, на столе – самовар; в углу комнаты – сундук.
Дети свободно заходят в зал.
Воспитатель. Ребята, проходите в нашу горницу!
Горница у нас большая,
Да красивая какая!
Вот в углу сундук стоит,
Много он добра хранит (Открывает сундук)
Есть и рушники, и ложки,
Расписная шаль лежит…
А вот это кружево –
Снегом всё завьюжено…
(Предлагает детям присесть рядом с сундуком. Достаёт кружевные изделия, рассматривает их вместе с детьми, примеряя на себя и на детей воротнички, галстуки, шарфики и пр. ; салфетки раскладывает на столе.)
Воспитатель. Издавна люди научились плести кружево из любых нитей. В руках у мастерицы только и были, что крючок да нитка. Мастерица кручёную нить крючком подхватывала, плела, вязала узорчатые кружева.
Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь, и к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается. И стали кружева не вязать, а плести сразу из множества нитей, а чтобы они не перепутались, каждую из них наматывали на круглую палочку-коклюшку.
Учиться плести кружево начинали с малого – с крошечных салфето-снежинок. Плели их в основном из ниток белого цвета – вот и походили эти салфетки на снежинки. Потом стали вязать воротнички для платьев, скатерти и даже целые наряды. Девушек, которые плели кружево, называли кружевницами, а про их быстрые, ловкие руки говорили: «Умелые руки не знают скуки!» А ещё руки кружевниц называли «золотыми» : летают в их руках коклюшки, и появляется на свет новая снежинка, которая никогда не растает, за ней другая, третья, и вот уже получился сказочный узор.
Самое удивительное кружево, которое знают и ценят не только у нас на родине, но и далеко за морями, в других странах – это вологодское кружево. Плетут его кружевницы в городе Вологда. Есть в этом городе предприятие, которое называется «Снежинка». От людей, которые на нём работают, требуются терпение, трудолюбие и, конечно, талант.
Приглашаю вас к нашему волшебному экрану псмотреть, как рождается кружево.
Дети рассаживаются перед мультимедийным проектором на ковёр и смотрят фрагмент видеофильма «Как рождается лучшее в мире вологодское кружево». Педагог комментирует кадры фильма, обращая внимание детей на ловкие движения рук кружевниц, акцентируя внимание на работе с коклюшками.
Просмотр фильма педагог заканчивает стихами:
«Тонкая ниточка весело кружится,
Снежинками белыми стелется, вьюжится.
Льётся узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться…»
По предложению музыкального руководителя проводится музыкальная игра «Придумай и заплети узор под музыку».
Звучит мелодия русской народной песни «Берёзка» в исполнении оркестра «Русская балалайка». Дети водят хоровод, выполняя при этом разные перестроения в соответствии со сменой вариаций: идут по кругу, змейкой, заводят улитку, выворачивают круг, проходят в воротики и т. д.
Музыкальный руководитель хвалит детей, говорит, что плавные движения в хороводе, смена рисунка построений очень похожи на кружевные узоры и предлагает послушать песню о Вологде и вологодском кружеве, которая так и называется – «Кружевные сказки».
В исполнении взрослого звучит песня «Кружевные сказки» (из сюиты «Музыка русских узоров», муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского//Ю. Чичкова Ромашковая Русь: песни для детей и юношества в сопровождении фортепиано. – М. : Советский композитор, 1996.
Проводится свободная беседа с детьми о содержании и характере песни, объясняется значение непонятных детям слов.
Педагог по изобразительной деятельности приглашает детей к выставке репродукций картин В. Тропинина.
Педагог изо. Русский художник Василий Тропинин несколько своих живописных работ посвятил кружевницам. Здесь вы видите репродукции картин «Кружевница» и «Дама за прошивками».
(Проводится Свободная беседа. Уточняется жанр картин, отмечаются особенности костюмов, цветовой колорит, настроение и т. д.)
Пройдут годы, и вы не только узнаете больше об этом художнике и об удивительном искусстве плетения кружев, но, быть может, кто-то из вас сам научится плести кружево. А пока можно попробовать нарисовать кружево (составить эскиз).
Даётся установка к работе с прорисовыванием отдельных элементов указательным пальцем в воздухе. Дети самостоятельно выбирают тонированный лист и материал, которым будут работать. Во время работы звучит музыка, под которую дети с помощью пластичных движений передают сплетение линий в узоре. Затем педагоги устраивают выставку из детских работ.
Пока работы сохнут, детям предлагается стать композиторами и сочинить песню о кружеве на слова :
1 вриант
Тонкая ниточка весело кружится,
Снежинками белыми стелется, вьюжится.
2 вариант
Льётся узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться.
Затем детей приглашают посмотреть выставку своих работ, полюбоваться разнообразием узоров.