Папки-передвижки

НОД в старшей группе Тема: «Жизнь и быт русского народа».

татьяна моисеева
НОД в старшей группе Тема: «Жизнь и быт русского народа».
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине.

Задачи:

• Дать детям знания о русском быте, традициях и обычаях;

• Приобщать детей к истокам русской народной культуры;

• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Публикация «НОД в старшей группе Тема: „Жизнь и быт русского народа“,» размещена в разделах

• Продолжать формировать у детей знания об истории жизни людей.

• Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам.

• Прививать детям любовь к русскому народному творчеству к Родине, чувство гордости за свою страну.

• Создавать радостное эмоциональное настроение.

Материал: убранство русской избы (печь, лавки, стол, самовар, сундук, ухват, горшки, крынки, одежда старинная, посуда, лоскутное одеяло, деревянные ложки, скатерть, клубок, маска ворона, самовар.

Ход: Здравствуй солнце золотое,

здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

здравствуй маленький дубок,

Мы, живем в стране родной

всех я вас приветствую!

Давайте поздороваемся с нашими гостями, и улыбнемся друг другу, подарим частичку добра.

Ребята, скажите, а вы знаете в какой стране вы живете?

Да, Россия необыкновенная, удивительная страна потому, что это наша Родина. Что такое Родина?

Да, Родина значит родная, как мать и отец, это место где мы родились, живем и где живут, наши близкие родные люди. Послушайте стихотворение:

Родина моя бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга и Урал.

Все места для русского святые

Где бы ты в России не бывал.

А вы знаете, что нашу страну называли раньше Русь, а людей называли - руссичи.

Вот сегодня я хочу рассказать вам о том, как все начиналось. Хотите узнать?

Русь деревянная – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

А вы, знаете, почему Русь называли деревянной? Послушайте.

Давным, давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как, вы думаете почему?

Да, потому, что жили в окружении лесов, полей. (Слайды)

Русский дом называли - избой.

И все в избе было сделано из дерева, и пол, и потолок, и стены, и мебель, и даже посуда. Дерево на Руси был материал особый. Избы стояли рядышком, как сестры прижаты друг к другу. Как им хорошо вместе!

Люди сложили даже пословицу: «Дом построить - не шапку на голову одеть».

Почему так говорили, как вы думаете?

Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день. Та часть избы которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы стали называть улицей.

Часто на крыше дом украшал конек, или петушок. Люди верили, что он охраняет домашний очаг.

Дом смотрел на мир окнами – глазами и называли ласково оконца. Все они были разные украшены разной резьбой, наличниками.

Как, вы думаете почему называли наличниками? (т. к. на лице дома).

Были у окошек и ставни – они закрывали на ночь окна.

Люди наносили разные узоры.

Вот эта резная доска, которая украшает дом, называется «полотенце»

Хотелось бы вам жить в таком доме?

А как вы думаете какие люди строили такие красивые дома (добрые, любящие.)А, вы бы хотели оказаться в русской избе?

Сейчас, я вам предлагаю на машине времени отправиться в прошлое и очутиться в русской избе.

«Повернись, считаем 10, 9, … и в прошлом очутись»

- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут - Марьюшка.

«Для дорогого гостя и ворота настежь» - так говорили на Руси.

- Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.

(дети проходят, рассматривая избушку).

Вы пришли в горницу - самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?

Дети: (печка, стол, лавки, сундук).

Самое большое место в горнице занимала печь.

Да в старину в русской избе всего одна комната была и почти половину занимала русская печь.

«Ой, ты печка – сударушка.

Помоги нам боярушка ;

Ты свари, испеки – обогрей освети.

В дом богатство принеси».

А как еще в старину про печь говорили, нам расскажут девочки:

Вьется из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе – значит, жизни нет!

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет, деток спать уложит.

Говорили: «Печи нет, жизни нет».

Как вы думаете, почему так говорили?

Это главная вещь в доме, в ней готовили, сушили еду, пекли хлеб, она обогревала дом.

На печи можно было даже спать, называлось это место - палати.

Отгадайте загадку:

4 брата, одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят.

А это что? (стол)

А на чем сидели раньше?

Отгадайте загадку:

3 братца пошли на речку купаться.

2 купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли

(вёдра с коромыслом показать)

Да, воду брали из колодца и носили с помощью коромысла с ведрами.

Ребятушки, а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали?

Дети: (ответы детей)

А как догадались? Какие элементы хохломского узора вы знаете?

Дети: (предположительный ответ).

Марьюшка: Ребятки, скажите, из чего раньше делали посуду (дерева, глины)

Посмотрите из чего ели? А чем?

Давайте с вами поиграем, отдохнем.

Физ. минутка: (с ложками).

Наши ложки не простые,

Наши ложки хохломские

В ручки ложки мы возьмем

Весело играть начнем.

Мы веселые ребятки

Поиграем с вами в прятки

Всем ты, ложка покажись

И за спинку схоронись.

Мы покружимся немножко

Ложкой постучим о ложку.

Звонко - звонко постучим, всех ребят, повеселим!

А чтобы в избе было, уютно и тепло плели разноцветные коврики и еще, чтобы меньше скрипели деревянные половицы.

А посмотрите это - рушник так в старину называли полотенце.

А кто скажет, что это за предмет? Это веретено, с помощью которого пряли пряжу, скручивали нитки, а потом вязали.

А из ивовых прутиков плели корзины, лапти, а из бересты вот такие туески.

Как вы, думаете, для чего они нужны? (для хранения соли, крупы, сахара.)

Посмотрите в чем варили каши, суп. (чугунок, горшок)

отгадайте загадку: не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает. А что схватит -

отдает (ухват). Для чего он нужен?

Кто знает, чем освещали избу? Ведь электричества не было тогда?

Да, лучиной и зажигали свечи. Посмотрите лучина это такая деревянная палочка.

А сейчас давайте поиграем. Игра называется

Игра «Настоящее – прошлое» (клубок)

Я вам называю слова, как говорили в старину, а вы назовите, как говорят сейчас.

Очи – глаза, изба – дом, рушник – полотенце,

Колыбелька – кроватка, лучина – лампочка,

Оконца – окна, чугунок – кастрюля.

В горнице еще одна замечательная вещь. Что это? (сундук)

Как вы думаете, что там хранили?

Но сундук не простой, он откроется когда вы вспомните пословицы о избе, о труде.

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Не печь кормит – а руки»

«Хочешь есть калачи не сиди на печи»

«У ленивой пряхи нет при себе и рубахи»

«Труд кормит, а лень портит»

«Худ обед, коли хлеба нет».

Молодцы!

А вот и наш сундук открылся. Посмотрите что это? Здесь хранили одежду.

Да, правильно раньше не было таких футболок, платьев, а женщины и девушки, сами шили одежду себе.

Как вы, думаете, какой это наряд? (женский) Посмотрите, какой красивый наряд вышивали вышивками красивыми и украшали. А мальчики и мужчины одевали рубаху ее называли косоворотка, штаны - порты и завязывали кушаком (поясом). Сверху косоворотки кафтан. А на голову надевали шапку – колпак, а в праздники шапку с козырьком с цветком. А девушки носили кокошники да платки. Рубахи, сарафаны, фартуки, сорочки украшали узорами, считалось, что они защищают от злых сил.

Шилась вся одежда из льна, красок не было и ткани красили травами, листьями, ягодами.

А повседневной обувью были лапти, и их носили летом и зимой, утепляя портянками (наматывая ткань) и завязывали веревкой. Затем носили сапоги, валенки.

А сейчас давайте подарим ласковое слово о том, что мы узнали.

Игра» Подари ласковое слово».

Сарафан – сарафанчик, лапти – лапаточки, косоворотка – косовороточка., Кафтан – кафтанчик, кокошник – кокошничек, лента – ленточка, шапка – шапочка, рубаха – рубашечка, кушак – кушачок, колпак – колпачок, сапоги – сапожки, валенки – валеночки, платок – платочек, фартук – фартучек.

Красиво одевались наши прабабушки и прадедушки?

Русский народ любил праздники и с удовольствием угощали друг друга.

А вы знаете, какие на Руси праздники были и сейчас остались до наших дней?

Масленица, Пасха, Иван Купала, Рождество Христово, Святки, Покров.

А так же русский народ очень любил ярмарки, люди съезжались ото всюду были (осенние, зимние, весенние, летние) продавался различный товар это – посуда, самовары, наряды, сладости, песни пели, водили хороводы, играли в игры.

Давайте и мы поиграем в старинную русскую народную игру, которая называется

«Ворон на дубу».

Ой, ребята та – ра – ра!

На горе стоит гора

А на той горе дубок,

а на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах

Черный ворон на дубу

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная

Труба ладная, песня складная. Да – да- да!

1, 2, 3, - беги.

Русский народ славился гостеприимством, и славились на весь мир знаменитые пряники. На Руси это было праздничное угощение, пряники были печатные очень дорогие, и фигурные. И говорили на Руси:

«Прянички фигурные на столе лежат

вкусным, сладким пряничком каждый будет рад!»

Ну а теперь наша история о быте русского народа подходит к концу, будем возвращаться в наш мир. И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя.

«1, 2, 3, повернись в своей группе очутись».

Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Вам понравилось наше путешествие в прошлое?

Что нового вы узнали о русском быте?

«А я в горницу иду, самовар несу,

самовар в руках несу

прибаутки вам пою,

Прянички городецкие,

тульские, московские,

с пылу, с жару.

Копейку за пару!»

А сейчас я вам предлагаю отведать чай, какой пили на Руси с травами, да с пряниками.

Публикации по теме:

Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь.

«Светлая Пасха» — традиция русского народа «Светлая пасха» - традиция русского народа. Воспитатель средней группы: Битарова О. С. с. Эльхотово,2016г Тема: «Светлая пасха».

Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки» Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки» Тема: «В гостях у Пелагеюшки» Интеграция:.

ООД в старшей группе детского сада на тему: «Культура и традиции русского народа» ООД в старшей группе детского сада на тему: «Культура и традиции русского народа «Наш любимый край –Россия» Программное содержание. Познакомить.

Опыт работы по проекту «Классическая музыка — детям». Тема героизма русского народа.Опыт работы по проекту «Классическая музыка — детям». Тема героизма русского народа. Тема героизма русского народа в классической музыке отечественных композиторов представлена значительными и интересными музыкальными произведениями.

Ознакомление детей раннего возраста с элементами русского фольклора «Песенка русского народа» ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ.

Конспект НОД с использованием ИКТ для старшей группы «Традиции русского народа. Святки» .

Проект «Куклы русского народа» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Проект «Куклы русского народа» Выполнила: воспитатель.

Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность: В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Проект занятия во второй младшей группе «Знакомство с бытом русского народа» Цель: формировать эмоционально положительное отношение к предметам быта русской традиционной культуры. Задачи: - Конкретизировать первоначальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе Тема: «Жизнь и быт русского народа».
Опубликовано: 19 января 2017 в 20:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в старшей группе Тема: «Жизнь и быт русского народа».» (включая файлы) размещена пользователем татьяна моисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД