Луговцева Татьяна
НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Подарок тетушки Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
:Задачи Расширять знания детей о птицах (образ жизни, голоса, особенности внешнего вида и поведения отдельных видов). Упражнять в образовании слов, добавляя суффикс к существительному («название птенца от названия мамы-птицы»). Упражнять в ориентировке на плоскости. Воспитывать экологическую культуру.
Материал: Ноутбук, проектор, экран, магнитные мольберты, иллюстрации птиц, картинки о правилах поведения в природе, картонные круги красного и зеленого цветов.
Ход НОД:
Публикация «НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „Подарок тетушки Совы“» размещена в разделах
Воспитатель: Ребята, когда я утром шла в д/с, на дереве около входа меня поджидала вот такая птица (показать картинку сороки). Кто это?. (прикрепить картинку к магнитной доске).Она передала мне письмо. На нем написано «Детям детского сада «Радуга» от тетушки Совы. Видеописьмо». Давайте прочитаем его.
(Воспитатель достает из конверта лист. Одновременно на экране включается видеоролик «сова в лесу")
Воспитатель (читает): «Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Кто я?. Верно, я - птица сова. Живу я в далеком лесу. Сорока принесла к нам в лес весть о том, что есть в детском саду ребята, которые много о птицах знают. Очень нам, всем птицам, было приятно это услышать. Посылаю вам игру, в которой вы могли бы свои знания показать. А если вы все задания в ней правильно выполните, то в конце игры вас небольшой подарок-сюрприз ожидает». Ребята, хотите подарок-сюрприз получить? Тогда играем. Внимание на экран.
(на экране изображение игрового поля)
А вот и игровое поле. Посмотрите: это наш детский сад. Из клетки с его изображением надо попасть в клетку с первым заданием. Для этого надо отсчитать одну клетку вправо и одну клетку вниз. Кто это сделает?.
(Ребенок, отсчитывая, попадает на клетку с изображениями снежинки и солнца).
Что здесь нарисовано?. Да, снежинка и солнце – холод и тепло. Первое задание игры: разделить птиц на зимующих и перелетных. Зимующих мы поместим к снежинке, а перелетных – к солнцу. Одна птица у нас уже на месте (показать на доску, это сорока. Она зимующая.
(на подставке магнитных досок лежат картинки птиц. Вызванные дети подходят, берут по одной картинке, называют птицу и прикрепляют ее на одну из досок: доска со снежинкой – зимующие, с солнцем – перелетные).
Мы справились с первым заданием. Читаем следующее: отсчитать вниз две клетки… Мы попали на клетку с вопросительным знаком. За ним скрываются вопросы о птицах: (читает вопросы из письма)
- Чем похожи все птицы? Что у них одинаково? (клюв, крылья, перья)
- Какая перелетная птица первой возвращается из теплых краев? (грач)
- Какая птица птенцов зимой выводит? (клест). Почему именно зимой? (потому что птенцов клесты выкармливают семенами шишек. Семена эти к зиме созревают клест легко может достать их из шишки своим загнутым клювом)
- Какая птица никогда на землю не садится? (стриж). Почему? (у него слишком длинные крылья, они мешают ему взлететь с земли. Он может взлететь только с ветки или, например, со стены здания). Почти всю свою жизнь стрижи проводят в воздухе и могут даже спать, зависнув в полете и лишь иногда взмахивая крыльями.
- Какие птицы не летают? (пингвин, страус, киви)
- Какие птицы самые маленькие? (колибри). А как по-особенному, не похоже на других птиц, летают колибри? (колибри могут летать не только вперед, но и задом, и в сторону, и даже вниз головой)
(после каждого правильного ответа на экране появляется нужное изображение)
Читаем следующее задание (на экране – игровое поле): отсчитать вверх одну клетку и влево – одну… Мы попали на скрипичный ключ. Это знак музыкальный. За ним скрывается пение и разные голоса птиц. Отвернитесь от экрана, будем сейчас голоса птиц угадывать
(дети отвернулись от экрана. Звучит аудиозапись птичьего голоса. На экране – птица. Дети отгадывают, кому принадлежит прослушанный голос. Затем поворачиваются к экрану, чтобы увидеть отгадку):
- Воробьи
- Кукушка . Чем отличается кукушка от других птиц? (она не вьет гнезда и не высиживает птенцов, а подбрасывает яйца в чужие гнезда)
- Сорока. Кто расскажет нам стихотворение о сороке? (Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. Верещунья, белобока, а зовут ее сорока)
Филин. Посмотрите, как он похож на сову. А чем он отличается от совы? (на голове у него торчат перья, похожие на уши. И охотиться филин может и днем и ночью, а сова – только ночью)
Дятел. Какое прозвище дали люди этой птице? (лесной доктор). Как он лечит деревья? (он долбит кору своим крепким клювом и достает оттуда жука-вредителя своим длинным и липким языком)
Молодцы! Всех птиц узнали. А сейчас мы сами в птичек превратимся. Поиграем-полетаем. Кем мы сейчас будем? (на экране – синица)
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится (прыжки на месте на двух ногах)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки попеременно на правой и левой ногах)
Завертелась как волчок (прыжки на двух ногах вокруг себя)
Вот присела на минутку (присесть)
Почесала носом грудку (наклонить голову к груди)
И с дорожки на плетень. Тири-тири-тири-тень (легкий бег по кругу, «машут крыльями»)
Воспитатель: И полетели птички-синички на стульчики (дети садятся). Снова смотрим на экран (на экране – игровое поле).Слушайте новое задание: отсчитать две клетки вправо и две клетки вверх… Посмотрите: в этой клетке мама-птица и ее птенец. Задание: назовите птицу и ее птенца (на экране по очереди появляются изображения утки, кукушки, вороны, совы, аиста, скворца…
Молодцы. Всех правильно назвали. И вновь читаем следующее задание (на экране – игровое поле): отсчитать вправо две клетки и вниз одну клетку…(отсчитывая, ребенок попадает на клетку с красным и зеленым кругами). Что здесь нарисовано?. Этими кругами здесь обозначена игра «Экологический семафор». Он установлен для того, чтобы помочь людям соблюдать правила поведения в природе. Что означает красный цвет экологического семафора?. (Стой! Твои действия наносят вред природе).
А красный?. (Ты поступаешь правильно. Ты настоящий друг и защитник природы).
У вас есть красные и зеленые круги. Если я показываю картинку с плохим поступком – вы поднимаете круг красного цвета, если поступок хороший – зеленый круг. Будьте внимательны… (показываются картинки «люди разжигают в лесу костер», «мальчик разоряет птичье гнездо», «дети сажают саженцы деревьев», «развешивание скворечников» и т. д.)
Молодцы. Вы знаете, как беречь природу. Отложите круги. И вновь мы идем по игровому полю. Задание: отсчитать вниз две клетки… Какая красивая шкатулка! Как вы думаете, что в ней может быть?. Давайте снова заглянем в письмо: «Ребята, я и не сомневалась, что вы правильно выполните все задания и успешно доберетесь до шкатулки. В ней для вас небольшой фильм об очень забавных птицах, которые в ваших краях не водятся». Так вот что подарила нам тетушка Сова! Фильм. Мы обязательно посмотрим его сегодня вечером. А сейчас нам пора заканчивать. И я не знаю, заметили ли вы, а я вот видела, что во время занятия за окошком во-он на том дереве сидела сорока. И она, конечно же, все что у нас здесь было – увидела, услышала и наверняка сейчас полетела в лес, чтобы все рассказать тетушке Сове: и как много вы о птицах знаете; и знаете, как вести себя с природными обитателями, чтобы не навредить им; и как природу любите и знаете как о ней заботиться.
(Вечером детям показывается познавательный фильм о пингвинах)