Ольга Мариич
НОД в средней группе «Поможем зайчику найти друга»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
Тема: «Поможем зайчику найти друга».
(интеграция образовательных областей «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Социализация»)
Задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для расширения словарного запаса детей по теме: «Дикие звери наших лесов» .
2. Закрепить умение детей интонировать свою речь.
Развивающие:
Содействовать развитию мыслительных операций: памяти, внимания, слухового восприятия, логического и образного мышления, воображения, наблюдательности.
Воспитательные:
Публикация «НОД в средней группе „Поможем зайчику найти друга“» размещена в разделах
1. Содействовать формированию умения вести диалог, выслушивать мнение другого при ответах на вопрос.
2. Содействовать формированию у детей отзывчивости, желания помочь.
Демонстрационный материал:
1. Парные карточки-билеты с изображением хвостов и ушей лесных животных (зайца, волка, белки, медведя).
2. Графическое изображение следов диких животных (мышь, лось, белка, заяц-беляк).
3. Плоскостные шишки в виде открытки с изображением животных внутри (мыши, лося, зайца).
Раздаточный материал:
1. Шапочка с изображением сороки.
2. Куклы-бибабо волк и лиса.
Оборудование:
1. Напольная ширма для пальчикового театра.
2. Искусственные ели разной высоты (3 шт.).
Предварительная работа:
1. Реализация работы по обучению составления описательных рассказов о животных по графической схеме.
2. Реализация работы по обучению составления вопросительных предложений.
3. Чтение рассказов о животных в лесу.
4. Разучивание речи с движением «Лес», считалка «Сорока».
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.
Требования:
ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
обращение к личному опыту детей;
создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Дети входят в зал, здороваются с гостями, подходят к воспитателю. Раздаётся плачь. Плачет зайчик.
Воспитатель:- Что с тобой случилось, расскажи ребятам.
Зайчик :- Я шёл к другу зайчонку и заблудился. Хочу найти своего друга. Помогите мне!
Воспитатель: - Дети хотите помочь зайчику?
- Вы сможете это сделать?
- Как вы сможете ему помочь?
- Если бы вы потерялись, что стали бы делать?
- Значит, чтобы помочь зайчику, надо научить его задавать вопросы.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
• актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.
Воспитатель: - Для этого мы приглашаем зайчика в театр, посмотреть сценку.
Дети и воспитатель перемещаются к театральной ширме.
Воспитатель показывает билет.
- В наш театр проходят по билетам, но билеты эти не обычные. Посмотрите и скажите, что здесь изображено?
- Дети, найдите себе пару так, чтобы хвостики и ушки на ваших билетах принадлежали одному животному. И задайте мне вопрос о внешнем виде и повадках этого животного. Договоритесь, кто из вас будет задавать вопрос.
Задавая вопрос, нужно голосом выделить вопросительное слово (Какой? Где? Почему?). Не забывайте об этом.
Билеты схемы (лиса, волк, заяц, белка)
Дети выбирают себе пару, придумывают вопрос о животном, проговаривают его и проходят в театр (составляют вопросительные предложения о внешнем облике, повадках, образе жизни лесных животных).
Например:
Какой у зайца хвост?
Какого размера белка?
Какой у лисы хвост?
Где живет белка?
Какого цвета шерсть у волка?
Где прячется волк?
Какие у белки уши? И т. д
- Молодцы, все успешно задали вопросы, можете занять места в зале. И ты, зайчик, устраивайся поудобнее.
Дети садятся на стульчики у ширмы.
- Ребята, и ты зайчик, смотрите и слушайте внимательно, как разговаривают друг с другом волк и лиса.
Стихи С. Я. Маршака «Волк и лиса».
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела.
Голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок,
Ободрали Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!
Как, лиса, твои дела?
- На базаре я была.
- Что ты так устала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной.
- Где же эти утки?
- У меня в желудке.
Дети аплодируют, волк и лиса кланяются.
Воспитатель: - Зайчик, ты теперь понял, как правильно нужно спрашивать?
Воспитатель:- Чтобы научить зайчика задавать вопросы, нам всем вместе надо отправиться в волшебный лес. Возьмитесь за руки, будем говорить волшебные слова.
Дети повторяют волшебные слова и кружатся.
3. Затруднения в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования к организации этапа:
• создание ситуации затруднения;
• фиксация в речи причины затруднения.
Воспитатель:- Мы с вами оказались у волшебного леса, и зайчик с нами!
На мольберте появляется мордочка лисы с волшебной картинкой -белый прямоугольник.
Звучит голос лисы:
«Знаю, куда вы идете, но я вас не пропущу, все лесные тропинки хвостом замету, если не выполните мое задание».
Воспитатель: - Ребята, будем задание лисы выполнять?
- Почему так важно выполнить задание лисы?
- Давайте послушаем, какое задание приготовила нам лиса.
Лиса: Угадайте, что изображено на моей волшебной картинке. Если вы правильно выполните задание, картинка откроется и я вас пропущу.
Дети пытаются угадать, что нарисовано на картинке.
Картинка не появляется.
Воспитатель:- Почему вы не можете выполнить задание?
- Вы попали в затруднительную ситуацию?
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования к организации этапа:
• организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
• фиксация нового знания в речи и знаково;
• создание ситуации успеха.
Воспитатель:- Ребята, как волк и лиса в просмотренном сегодня спектакле узнавали друг о друге, что они делали?
- Кому вы можете задать вопрос, чтобы узнать, что изображено на волшебной картинке?
На мольберте появляется изображение лисы, зайчика, 8 красных кружков.
Дидактическая игра «Угадай животное по вопросам».
Цель: развитие памяти, мышления, внимания. Правильно задавать вопрос.
Воспитатель: - Ребята, лиса предлагает угадать, какой зверь (кто) изображен на картинке с помощью вопросов. Если вы правильно зададите вопрос, кружок на экране поменяет цвет с красного на зеленый.
(Это животное домашнее) (Это животное дикое) (Тело покрыто шерстью) (Это животное большое) (Это животное хищник) (Это животное травоядное) (Этот зверь живет в берлоге) (Этот зверь живет в норе) (Этот зверек живет в дупле) (У него пушистый хвост) (У этого животного рыжая шубка, (Этот зверек грызет орешки)
Дети по очереди задают вопросы, на правильный ответ кружок меняет цвет с красного на зеленый. Если все кружки поменяли цвет с красного на зеленый и дети назвали зверя правильно на экране, появляется картинка (белка).
Воспитатель:- Ребята, почему лиса вам открыла картинку?
-Зайка, теперь ты научился задавать вопросы?
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования к организации этапа:
• соответствие используемых игр цели занятия;
• индивидуальные затруднения в играх;
• ситуация успеха в совместной деятельности.
Воспитатель: - Ребята, мы научили зайчика задавать вопросы. О чем еще просил нас зайчик?
- Пора отправляться дальше. Зайчик торопит нас.
Воспитатель: - Не обманула лиса, сдержала обещание, не замела тропинку хвостом! Пойдемте по тропинке.
На полу лежат снежинки. Дети встают друг за другом, Чтобы идти по тропинке.
Ритмическая разминка.
Игровое задание «Узнай, кто прячется».
Дети подходят к елке. Рядом с елкой графическое изображение следов мыши.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, следы. Как вы думаете, кто их оставил?
Воспитатель:- Невозможно понять какой зверь там прячется. Мы не можем подойти близко, потому что зайчик очень боится. Как же нам узнать, кто прячется за деревом?
Стимулировать активность детей и держать паузу.
- Посмотрите, любопытная сорока сидит на елке. Ей все видно.
С помощью считалки воспитатель выбирает водящего (сорока).
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Водящий-сорока надевает шапочку сороки, воспитатель предлагает ему картинку с изображением животного.
- Ребята, выделяйте голосом вопросительное слово, когда будете задавать вопрос.
Каждый ребенок задает водящему - сороке вопрос с опорой на схему
(Какой это зверь маленький или большой.)
(Какая у него шерсть)
(Какого цвета шерсть)
(Какие у него лапы)
(Где он живет)
(Чем он питается)
(Какой формы у него уши)
(Какой хвост)
(Опасен ли этот зверь для человека)
По ответам водящего дети определяют животное.
Воспитатель: - Чьи же это следы?
Воспитатель: - Нашему зайчику, волк может быть другом?
Переходят к следующей елке. Находят следы.
Воспитатель: - Снова на снегу следы.
- Неизвестно, какое животное там спряталось.
Водящий- «сорока» сам выбирает нового водящего, передаёт шапочку
Дети задают водящему вопросы с опорой на схему.
По ответам водящего дети определяют животное. Дети называют зверя.
Появляется заяц.
Воспитатель:- Чьи это следы?
Воспитатель: - Какое умение помогло вам найти друга для зайчика?
Под итог:
Воспитатель:- Какие умники! Вы нашли друга нашего зайчика. Теперь мы можем возвращаться в детский сад.
- Скажем волшебные слова!
Дети повторяют волшебные слова и кружатся.
- Вот мы снова вернулись в наш детский сад! Наше путешествие закончилось!
Дети перемещаются в то место зала, где началось занятие.
6. Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования к организации этапа:
• организация анализа детской цели;
• фиксация нового знания в речи;
• определение выполнения взрослой цели.
- Ребята, где вы сегодня побывали?
- Для чего вы ходили в волшебный лес?
- Что вы сделали, чтобы помочь зайчику?
- Какое умение пригодилось вам в волшебном лесу?
- В каких ситуациях вам может пригодиться умение задавать вопросы?
- Ребята, я очень горжусь тем, что вы неравнодушны к чужой беде, растёте добрыми и отзывчивыми. Вы научились сами правильно задавать вопрос и научили этому зайчика.
- Наше путешествие подошло к концу, попрощайтесь с гостями и спросите, понравилось ли им в нашем детском саду.