Наталья Трясцына
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Лес — наше богатство!»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе
«ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО!»
(приложение к экологическому проекту "Будем беречь и охранять нашу Землю!")
Тема:
Беседа о лесе и его роли в жизни человека.
Программное содержание:
- уточнить и расширить представления детей о лесе;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Лес — наше богатство!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- дать понятие о роли леса в жизни человека: оздоровительной, эстетической и хозяйственной;
- пробудить интерес к изучению лесных обитателей: цветов, кустарников, деревьев, насекомых, птиц и животных;
- расширить словарный запас – лес, лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, цветок, куст, дерево, крона дерева, насекомое, птица, животное;
- научить ориентироваться в лесу по различным приметам (поворот цветов в зависимости от времени суток, рост мха, расположение муравейников и пр.);
- развивать интерес к изучению леса;
- воспитывать следующие качества: трудолюбие, аккуратность, экологические навыки поведения в лесу;
- воспитывать интерес к окружающему миру, вежливость и доброжелательность.
Материал:
Демонстрационный:
1) Репродукции картин (или слайды) известных художников И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесные дали»; И. И. Левитана «Березовая роща»; В. М. Васнецова «Дубовая роща в Абрамцево»;
2) Подборка классической музыки и звуков леса;
3) Выставка детских работ «Мир природы глазами детей»;
3) Старик-лесовик (воспитатель, переодетый в сказочный персонаж, или кукла-марионетка).
Раздаточный:
1) Буклеты «Дары леса», «Что растёт в лесу?», «Лесные обитатели», «Дикие животные в картинках», «Деревья в картинках», «Птицы в картинках»;
2) Загадки на карточках: о лесе, растениях, лесных обитателях;
3) Картинки или фигурки обитателей леса;
4) Фишки-грибочки или цветочки, корзинки для их сбора (одна корзинка на стол, приз-сюрприз.
Терминология:
Лес – это большой массив деревьев и кустарников, в котором живут животные, птицы, насекомые.
Лиственный лес – лес, в котором растут только лиственные деревья, которые на зиму сбрасывают листья.
Хвойный лес – лес, в котором растут только хвойные деревья, которые на зиму остаются в своем уборе.
Смешанный лес – лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья.
Цветок – травянистое растение.
Куст – небольшое древовидное растение.
Дерево – большое древовидное растение.
Крона дерева – листовой (хвойный) покров дерева.
Краткий ход занятия:
1. Вступительное слово старика-лесовика.
Входит старик-лесовик. Дети приветствуют его.
Вопросы:
Кто был в лесу?
Что вы там видели?
Что растет в лесу?
Какие животные живут?
(Лесовик задаёт вопросы, слушает ответы детей и хвалит их ответы).
2. Прогулка в лес.
Старик-лесовик приглашает детей прогуляться в лес. Он сообщает, что главные жители леса – деревья. Их много, они высокие, их листва образует крону, все деревья имеют разные названия. Старик-лесовик вместе с детьми вспоминает названия деревьев (при этом демонстрируются картинки с различными видами деревьев).
Также он сообщает, что в лесу также растут и кустарники – небольшие древовидные растения (дети вместе со стариком-лесовиком называют их).
Кроме того, леса бывают лиственные (в которых растут только лиственные деревья) и хвойные (в которых растут только хвойные деревья, но в нашем регионе наиболее распространены смешанные леса (в которые встречаются разные деревья). Рассказывает, чем они отличаются друг от друга (лиственные деревья сбрасывают на зиму свою крону, а хвойные – нет).
3. Загадки старика-лесовика.
Старик-лесовик загадывает детям загадки (загадки указаны в конце занятия, на отдельном листе) и просит среди картинок найти отгадки. Кто первым отгадывает каждую загадку, тот получает от лесовика фишку-грибочек или цветочек в свою корзинку. Тот, кто больше всех наберет фишек, тот получит в конце занятия от старика-лесовика приз-сюрприз.
(Возможные виды фишек, которые раздает детям старик-лесовик за правильные ответы. /i])
Лесные загадки
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём! (лес)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (грибок)
Малые детки
Сидят на ветках,
Как подрастут –
На землю спрыгнут. (орехи, желуди)
У мосточка,
Под кусточком,
Две сестрички –
Две … (лисички)
Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдёт
Всяк наклонится. (земляника)
Знают взрослые и дети:
Нет грибов дружней, чем эти,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
Под деревцем под осинкой
Стоит мальчик с пальчик,
На нём серый кафтанчик,
Да красна шапочка. (подосиновик)
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (подосиновик)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
Но в иголках круглый год. (елка)
Весь Антошка –
шапка да ножка.
А дождик пойдет –
Он подрастет. (гриб)
В шубе ходит летом,
А зимой – раздетым. (лиственный лес)
В иглах бугорок
Грибочек уволок. (еж)
У меня иголки
Длиннее, чем у елки,
Очень прямо я расту –
Прямо к небу в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (сосна)
Под землею коридоров,
Переход целых сто!
Там сидит хозяин в черном,
Теплом, меховом своем пальто. (крот)
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь –
На себе их все найдешь. (репей)
Дом открыт со всех сторон,
В доме тысяча колонн,
Над колоннами – шатры,
Под колоннами ковры.
Там живут и на коврах,
На колоннах и шатрах. (лес)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (дерево)
Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскутам. (лес)
На полянках девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (березки)
На бору, на яру
Стоит мужичок,
Красный колпачок. (мухомор)
На горе шумит,
А под горой молчит. (лес)
Никто ее не пугает,
А она вся дрожит. (осина)
Она не ходит по земле,
Как птица не летает.
Предпочитает жить в дупле,
Орешки запасает. (белка)
И на горке, и под горкой,
Под березой, да под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (грибы)
Не рычу, не грозен с виду,
Но не дам себя в обиду.
От медведя и от волка
Защитят меня иголки. (еж)
Весной зеленела,
А летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина)
Этот маленький народ
Никогда не устает.
В дом несут они на спинке
Прутик, листики, соринки. (муравьи)
Домашней кошечке – сестра,
И так же ласкова, добра.
Но приближаться берегись!
Не любит посторонних. (рысь)
Я хитрая и ловкая,
Меня зовут плутовкою.
А мне вот больше нравится,
Когда зовут красавицей. (лиса)
Поохотиться не прочь,
Зорко вглядываясь в ночь,
Ну а если крикнет: «Ух!»
То захватывает дух! (филин)
Листик колюч,
Стволик липуч. (сосна, ель)
Обожгу! Меня не тронь!
Мои листья как огонь. (крапива)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Улетит спать в дупло. (сова)
Две антеннки на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт –
По соломинке ползёт. (улитка)
В дуплах держимся мы комом
И жужжим аж до зимы.
Самых разных насекомых
Тащим в соты-гнезда мы. (осы)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (еж)
Падают осенью с ветки
Золотые монетки. (листья осенью)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (лиственница)
Что за ребятки на пеньках,
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой? (грибы опята)
Днем и ночью – круглый год
У ручья зверек живет.
Хочется – не хочется,
А в воде полощется. (енот)
[
(Данные загадки можно взять из прилагаемой презентации - они сделаны в виде разрезных карточек, распечатываются с двух сторон на плотных листах фотобумаги. Нужно скопировать рисунок с загадками из презентации, а затем сохранить в любом графическом редакторе. )
4. «Лесное» искусство.
Старик-лесовик говорит о том, что природа и в частности лес очень часто вдохновляют людей искусства на творчество. У поэтов рождаются стихи, а художники, вдохновлённые и очарованные красотой природы, пишут картины. Старик-лесовик предлагает пройти в картинную галерею и рассмотреть репродукции художников с изображением природы, лесных пейзажей. В это время тихо играет классическая музыка, раздаётся пение птиц. (Дети рассказывают, что они видят на той или иной картине, нравится ли им увиденное.)
«ЛЕСНАЯ» КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Демонстрируются репродукции следующих картин (их можно развесить на доске или показать в прилагаемой презентации):
Иван Шишкин. Утро в сосновом бору.
Иван Шишкин. Лесные дали.
Исаак Левитан. Березовая роща.
Виктор Васнецов. Дубовая роща в Абрамцево.
5. Лес и человек.
Человек и лес очень тесно были связаны всегда. Издавна лес служил человеку в качестве источника пищи и крова. От леса человек много получает для своего хозяйства – грибы, ягоды, древесину, пушнину. Из древесины делают мебель, дома, бумагу. Но также в лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, красотой природы. Поэтому надо беречь лес. Каждый человек должен заботиться о лесе и его обитателях.
6. Итоги занятия.
В завершении занятия старик-лесовик спрашивает, понравилось ли ребятам лесное путешествие, что запомнилось им больше всего, будут ли они заботиться о лесе и как они будут это делать.
Примечание.
1. Если планируется использование презентации и нужно дольше демонстрировать картины из раздела "Лесная" картинная галерея", чтобы более подробно рассказать о них, то в настройках анимации в презентации можно увеличить время демонстрации каждого рисунка. По умолчанию установлено время в 5 секунд.
2. Перед демонстрацией презентации удалить в ней слайды из раздела "Лесные загадки" - я их включила, чтобы вы могли распечатать загадки в виде разрезных карточек.