Тамара Баютова
Проект «Лес — наше богатство»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 13 города Кингисепп"
Проект
Тема: «Лес – наше богатство»
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Возраст: 6 лет
Составила:
воспитатель
МБДОУ № 12 г. Кингисеппа
Т. И. Баютова
г. Кингисепп
2017г
Земля должна быть достойной
человека, и для того, чтобы она
была вполне достойна его, человек
должен устраивать землю так же
заботливо, как он привык
устраивать свое жилье, свой дом.
М. ГОРЬКИЙ
Публикация «Проект „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
Указом президента Российской Федерации 2017 год объявлен годом Экологии в России. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Актуальность проблемы: проект «Веселое путешествие в царство леса» определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников. Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Несформированность у детей представлений о том, что лес-это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга); о неразрывной связи человека и природы. Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные, съедобные плоды. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность!
Цель проекта : формировать у детей представлений о том, что лес это- сообщество растений и животных, проживающих вместе) на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга, о том, человек и природа не могут существовать друг без друга, развитие познавательных и творческих способностей детей, навыков взаимодействия и сотрудничества. Донести до сознания детей, что лес - наше богатство.
Задачи проекта :
* Закреплять у детей представление о лесе;
* Развивать познавательные и творческие способности детей;
*Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
*Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умениеанализировать, сравнивать и обобщать.
* Воспитывать бережное отношение к растительности леса к его жителям.
*Закрепить представление о лесе, как сообществе растений и животных: неразрывной связи человека и природы,
*Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
* Вовлечение в творческую деятельность каждого ребёнка.
*Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных, навыков взаимодействия и сотрудничества.
* Вовлекать в учебно-воспитательный процесс родителей.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Необходимое оборудование.
Литературный ряд:
- русские народные песенки, потешки, заклички, прибаутки
- В. Бианки «Лесная газета»,
«Бешенный бельчонок».
- М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Лесной хозяин», «Золотой луг».
- подборка стихов из картотеки А. Прокофьев «Дубки», И Трошина «Какие дивные места» Демонстрационный ряд:
- «Дикиеживотные»
- «Деревья леса»
- «С какого дерева лист?»
-«Ягоды леса»
Содержание работы в рамках реализации проекта
1 этап – подготовительный (2 день)
№
п/п Наименование мероприятия Цель
1. Подбор демонстрационного материала Расширение, уточнение и закрепление знаний детей о лесе.
2. Подбор пальчиковых игр, упражнений для зарядки в стихах, Закрепление знаний детей с какого дерева лист. Развитие речевого аппарата.
3. Подбор и приобретение художественной литературы по данной теме. Расширение знаний детей о правилах поведения в лесу.
4. Папка-передвижка «Витамины летнего стола» Знакомства родителей с возможными способами обогащения питания детей
2 этап – основной (10 дня).
№
п/п Наименование мероприятия Цель
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Сюжетно-ролевые игры:
- Мы жители планеты
- Пожар в лесу
- На природу – на пикник
Формирование умения взаимодействовать в сюжетах с двумя (тремя) действующими лицами
Расширять и закреплять знания детей о правилах поведения в природе
2. ТРИЗ:
-«Теремок»
(из опыта И. Н. Мурашковской)
- «Ты –часть, я – целое»
Обучать навыкам сооциативного мышления
Развивать мыслительные процессы, фантазию, воображение и речь ребенка
3. Дидактические игры:
- «С какого дерева листочек?»
Закреплять знания детей в различае деревьев
Развивать внимание, память.
Воспитывать познавательный интерес
4. Викторина
«Окружающий мир»
«Экологическая викторина» Закрепить знание по окружающему миру
Образовательная область «Познавательное развитие»
5. Беседы:
- «Как дышит береза?»
- «Лесные жилища» Закрепление представлений детей о том, где живут дикие животные и чем питаются
6. Рассказ:
М. М. Пришвин «Пень муравейник» Расширение и обогащение знаний о лесе и его обитателях
Образовательная область «Речевое развитие»
7. Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотоматериалов, карточек:
- деревья нашего края,
- дикие животные леса
Обогащение представлений о диких животных, о том, как выглядит их дом.
8. Беседы:
- Что растет в лесу, а что в огороде?
- Расскажи о деревьях в нашем саду. Развитие диалогической формы речи. Закрепление знаний о деревьях, из чего состоит дерево?
9. Рассматривание картины:
«Лето в лесу»
«Лиса на поляне»
«Медведи у реки»»
Вовлечение детей в разговор во время рассматривания картины.
10. Чтение художественной литературы:
- русские народные песенки, потешки, заклички, прибаутки
- В. Бианки «Лесная газета»,
«Бешенный бельчонок».
- М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Лесной хозяин», «Золотой луг».
- подборка стихов из картотеки А. Прокофьев «Дубки», И Трошина «Какие дивные места» Расширение знаний детей оприроде.
Обогащение словаря детей за счет новых слов.
Воспитание умения слушать новые стихи, рассказы, сказки
11. Отгадывание загадок:
Загадки о природе Обучение детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием.
12. Разучивание стихотворения:
Н. Субботина «Могучий, сильный, вековой…»
И. Токмакова «Если б дали березе расческу»
Тренировка долговременной памяти. Активизация речи детей.
Образовательная область «Физическая культура»
13. Утренняя гимнастика
«В лес по тропинке»,
«В роще березовой»»,
Повышение двигательной активности детей, приобщение детей к ведению ЗОЖ
14. Подвижные игры:
-Еж и яблоки
- Куры и лиса
- Гуси, Гуси- га-га-га…
Развитие общей моторики, координации движений.
Закрепление навыков выполнения основных видов движений, повышение двигательной активности.
15. Пальчиковые игры:
- «В лес по ягоды»
- «Дикие животные»
Развитие мелкой моторики руки, речеслухового внимания.
Экскурсия в парк
«За руку с природой»
Воспитывать заботливое отношение к природе
Образовательная область «Художественное творчество»
16. по рисованию- «Зеленые легкие земли» Закрепление знаний о названии и назначении деревьев
3 этап – итоговый (1 день)
№
п/п Наименование мероприятия Цель
1. Выставка рисунков
«Лес- наше богатство» Развитие детского творчества. Воспитывать любовь к природе
2. Работа с родителями
Совместная деятельность с детьми – рисование
«Зеленые странички» Развитие совместного творчества в семье