Вера Кийкова
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие капельки»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Путешествие капельки».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».
Актуальность. Поисково-исследовательская деятельность у старших дошкольников, наряду с игрой является ведущей деятельностью ребёнка. Для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: развитие познавательного интереса к деятельности в форме экспериментальных действий и овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;
Расширить представления детей о значении воды для жизни человека;
Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
Развивающие:
Развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, классификации и т. д. в процессе познания природной картины мира;
Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде;
Формировать осознанно-правильное отношение к деятельности человека;
Подвести детей к пониманию «единство человека и природы».
Предварительная работа:
Чтение стихотворения о воде. Рассматривание иллюстрации на тему «Вода», схемы «Круговорот воды в природе», глобуса. Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии по заданной теме. Наблюдения за осадками в природе во время прогулок. Беседы о правилах поведения у водоёма, пользования водой.
Материалы для экспериментирования:
Электрический чайник, холодное стекло, вода, ёмкости для воды разной формы, иллюстрации на тему «Вода», схема-иллюстрация «Круговорот воды в природе», глобус, мнемотаблица, раздаточный материал для детей.
Ход деятельности:
Сегодня мы с вами поговорим о природном богатстве. О чём пойдёт речь, вы узнаете, выполнив задание.
Шифрограмма «Вода».
На ковролине располагается шифрограмма, состоящая из 4 пустых клеток. Под каждой клеткой находится картинка. Детям необходимо из названия картинки выделить звук: из названия 1 картинки – 1 звук (вишня); из названия 2 – 2 звук (кот) и т. д. В результате складывается слово «вода».
Правильно – это вода, одна из самых главных богатств на нашей планете. Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Дети, посмотрите пожалуйста на глобус. Здесь мы видим, что большая часть суши омывается океанами и морями. Поэтому наша Земля называется голубой планетой.
Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды на столе не будет ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания.
- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках?
В морях и океанах вода солёная, она не пригодна для питья. В реках и озёрах, прудах вода пресная. После очистки её используют для питья.
- Откуда вода попадает в наши квартиры (с водоочистных сооружений).
Наш город большой, чистой воды ему требуется много. Поэтому из рек мы берём тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?
Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.
Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.
Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике – мы же наливали воду (Вода при нагревании превратилась в пар).
Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.
В-ль: Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)
Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя.
В-ль: Вот так происходит и в природе (показывает схему «Круговорот воды в природе»). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Физкультминутка:
Развитие координации речи с движением
В морях и реках обитает (волнообразные движения руками).
Но часто по небу летает (движения скрещенными кистями рук).
А наскучит ей летать (взмахи руками – опускают вниз).
На землю падает опять.
В-ль: А кто может рассказать, как образуются снежинки?
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.
Далее детям предлагается самостоятельно рассмотреть схему, запомнить мнемотаблицу «Приключение Капельки» и по памяти зарисовать её в тетрадь.
Проводится тренинг:
Стоит ваза с шариками.
В-ль: Представьте, что это родник. Возьмите каждый столько шариков, сколько хотите. Посмотрите, родник иссяк. Какой вывод мы с вами из этого делаем? Что мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех.
А сейчас мы с вами вспомним правила пользования водой.
Правила пользования водой:
1. Закрыть кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струёй.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо.
В-ль: Нам всем нравиться отдыхать у водоёма. Но всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у воды? Сейчас мы с вами увидим, как человек может загрязнить воду. Представьте себе такой случай. Водитель помыл машину в реке. В воду попал бензин и смазочные масла. Отдыхающие бросили консервные банки, бутылки, арбузные корки. Как будут чувствовать себя рыбы и другие существа в такой воде? (Ответы детей).
В-ль: Можно ли купаться в такой воде? (Ответы детей). Правильно ребята, такая вода опасна для здоровья.
Правила поведения у водоё ма:
1. Содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы;
2. Нельзя купаться в грязной воде, в незнакомом месте.
3. Не ловить обитателей водоёма.
4. Не рвать водные цветы.
Подведение итогов деятельности. Уточнить, что каждый ребёнок познал для себя нового.
Используемая литература:
Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2007;
Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения»;
Венгер Л. А., Мухина В. С. «Психология»/ Венгер Л. А., Мухина В. С. – М. : Просвещение, 1988г. ;
Выготский Л. С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л. С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии» : Учеб. пособие/ Сост. Л. М. Семенюк – М. : Воронеж, 2003г;
Запорожец А. В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А. В., Леонтьева А. И. – М. : Педагогика, 1995г. ;
Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3;
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : «Аркти», 2004г.