Гончарова Татьяна
НОД по познавательному развитию «Как появилась книга» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
"Как появилась книга"
Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; расширять и уточнять представления о людях разных профессий.
Программные задачи:
- обучающие:
• продолжать обогащать представления детей о мире предметов;
• познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;
Публикация «НОД по познавательному развитию „Как появилась книга“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- История книги. Откуда пришла книга
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• учить рассказывать о знакомом герое из сказки, рассказа; учить работать в парах;
• знакомить с правилами безопасного чтения;
- развивающие :
• расширять и уточнять представления о людях разных профессий;
• развивать умение поддерживать беседу;
- воспитательные:
• воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;
• развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми, проявлять доброжелательные отношения друг к другу.
Словарная работа:
• клинопись, папирус, береста, пергамент, свитки, лесоруб, печатник, переплетчик;
Оборудование:
• книги;
• иллюстрации знакомых книг;
• ноутбук, телевизор;
• слайды (клинопись, свитки, береста, папирус);
• физминутка под музыку «Елочка».
Предварительная работа:
• просмотр презентации «Кто работает в библиотеке»;
• чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»;
• чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций;
• заучивание пословиц о книге.
Ход деятельности:
Перед началом занятия дети рассматривают выставку книг, делятся впечатлениями, отмечают, какие книги по размеру, количеству страниц, наличию иллюстраций, какие из них хотели бы прочитать.
-Ребята, я хочу загадать вам загадку:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
– Сегодня мы совершим путешествие в прошлое. Я расскажу вам, как появилась книга, но сначала поиграем.
Игра: «Хорошо или плохо?»
Хорошо: можно прочитать, узнать много нового, интересного, можно рассматривать картинки, выучить стихотворение…
Плохо: не умеем читать, буквы бывают мелкие, она бумажная - можно порвать, испачкать, намочить…
-Послушайте о том, как появились первые книги.
( Просмотр презентации: «История создания книги»)
«Очень давно, когда люди не знали, что такое бумага, они записывали слова - значки /иероглифы/ высекая их на камне. Позднее стали выдавливать надписи на мягкой глине тонкими деревянными палочками. Такие записи назывались клинопись.
В древнем Египте использовали для письма папирус, который делали из тростника. Это растение дожило до наших дней и используется во многих домах как комнатное растение. Называется оно циперус папирус. И у нас в группе есть такое растение. Вот оно. Этот материал очень напоминал нашу современную бумагу.
У нас в России простые люди писали на бересте. Это тонкий слой верхней части коры нашей белоствольной березы. Важные государственные указы и грамоты писали на специально обработанной тонкой коже, пергаменте, который затем скатывался в трубочки – свитки. И, наконец, изобрели бумагу».
- Как вы думаете, из чего делают бумагу? (из дерева)
Чтобы дерево превратилось в бумагу нужно потрудиться людям многих профессий.
Лесорубы пилят в тайге деревья, очищают стволы от веток, сплавщики сплавляют их по реке. Затем бревна везут по железной дороге на деревообрабатывающий комбинат. Тут их очищают, распиливают, размачивают и варят в огромных котлах, пока не получится жидкая волокнистая масса. В нее добавляют мел, чтобы бумага была белая, и пускают в специальную машину, из которой выползает готовая бумага и на вращательном барабане сматывается в рулон. Готовую бумагу развозят по типографиям, где печатают книги.
Физ. минутка «Елочка» (под музыку).
- Люди, каких профессий трудятся над созданием книги? (писатели, художники, печатники, наборщики)
Умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, скалывают листы в отдельные тетради, сшивают их и делают переплет.
Вот какой длинный и трудный путь у книги и сколько людей принимает участие в ее создании.
2. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака
«Как печатали вашу книгу»
Взяла машина лист простой
И наложила краску.
И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Но знает она дело.
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплетчик их сошьет,
Края обрежет мигом,
Потом оденет в переплет,
И вот пред вами книга.
Приятно книжки почитать,
А сделать их попробуй
Искусство тонкое – печать,
И требует учебы.
- Дети, кто из вас знает, какие правила надо соблюдать, чтобы наши глаза не устали во время чтения?
Правильно, низко не наклоняться, свет должен падать с левой стороны, не читать лежа и во время движения в транспорте.
А сейчас мы выучим гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Мы читали, рисовали,
Глазки наши так устали,
Дружно встанем по порядку,
Проведем для глаз зарядку.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
(предложить детям проследить глазами за движением, какого либо предмета, двигающегося в разных направлениях.)
- А вы умеете беречь книги?
Расскажите, как нужно правильно пользоваться книгой, чтобы она прослужила нам очень долго.
3. Работа в парах. На отдельном столе у воспитателя иллюстрации с героями сказок (рассказов, известных детям. Дети договариваются, кто с кем будет в паре, выбирают одну иллюстрацию, садятся и обсуждают, из какой сказки (рассказа) этот герой и что он совершил.
4. Послушайте пословицы о книге. (Подготовленные дети читают пословицы)
«Книга – друг человека».
«Не будешь читать, ничего не будешь знать».
«Возьмешь книгу в руки – не будет скуки».
Итог: - Скоро вы пойдете учиться в школу и из книг узнаете очень много интересного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к ним бережно.
- Что интересного запомнилось?