Мария Роденко
НОД по ФЭМП «Знакомим Лунтика с математикой» (старшая группа)
▼ Скачать +Заказ
МАДОУ «Детский сад № 25» Воспитатель: Роденко М. Е. ,
участница конкурса
Воспитатель года – 2014»
Цель: образование и состав числа 4, цифра 4.
Задачи:
1. Образовательные:
Познакомить детей с образованием и составом числа 4, с разными способами изображения цифры 4.
Формировать умение соотносить число и цифру с количеством предметов.
Закрепить количество и последовательность дней недели, времён года и суток.
2. Развивающие:
Публикация «НОД по ФЭМП „Знакомим Лунтика с математикой“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Развивать память, мышление, связную доказательную речь, отвечая на вопросы, объединяя геометрические фигуры по существенным признакам (наличие и число углов, сторон, равенство и неравенство сторон); находить лишнюю фигуру среди четырёх.
Словарная работа: «умственная гимнастика», «четырёхугольники», «ромб», «трапеция», «числа мы слышим и произносим, а цифры видим и пишем».
3. Воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать задания, соблюдать определённые правила поведения, действовать в соответствии с указаниями воспитателя.
Предшествующая работа.
Объяснение отличия числа и цифры. Индивидуальные беседы по схеме правил поведения на занятиях. Повторение последовательности дней недели, времён года и частей суток. Образование и состав чисел 2 и 3. Внесение сказочного персонажа – Лунтика, прилетевшего на День Космонавтики и рассказывание ему о том, как дети живут в детском саду и чем занимаются. Систематическое проведение занятий по ФЭМП по программе Петерсон «Раз- ступенька, два – ступенька».
Материал к занятию.
Демонстрационный: изображение летающей тарелки; игрушка Лунтик; звёзды под номерами с заданиями для детей; цифры 1-4; магниты разного цвета; числовые домики и цветные коврики для чисел 2, 3, 4; карточки для игры «Четвертый лишний»; числовой ряд от 1 до 10.
Раздаточный: тетради по математике с вложенными закладками, простые карандаши, палочки Кюизенера, различный природный материал; счётные палочки, пуговицы, пробки и пр. для рисования и изображения цифры 4.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
I. Воспитатель и дети входят в группу, здороваются с гостями. «Здравствуйте, дорогие гости!» (говорит воспитатель, затем дети).
- Дети, встаньте на коврики, кто пониже ростом – впереди, чтоб всем было удобно и видно…
- Смотрите, вас ждёт Лунтик. Для чего прилетел к нам этот необычный гость? (чтобы узнать о жизни детей в д/саду; ему интересно, чем занимаются дети в д/саду, как играют)
- Когда появился у нас Лунтик? (В пятницу ко Дню Космонавтики). За это время Лунтик многое узнал.
- Сегодня мы знакомим Лунтика с математикой. А помогут нам в этом звёзды. Они с математическими заданиями. Выполним эти задания по порядку, начиная со звезды под номером 1 и выложим звёздную дорожку.
- Первая звезда перед вами (снимает, берёт в руку). Слушайте задание
II. 1. Разминка: умственная гимнастика. (Называет воспитатель).
- Скажите Лунтику, какая гимнастика проводится на математике? (умственная). Она развивает ум, память, речь, Все глазки смотрят на меня, внимательно слушаем задание, думаем быстро; отвечает тот, чьё имя назову или на кого покажу звездой.
а) - Сколько дней в неделе? Назовите их по порядку (каждый ребёнок, на кого показал воспитатель звездой, называет один день). Какой сегодня день (вторник, завтра (среда, вчера (понедельник) Какой день перед пятницей?
б) - Какое сейчас время года? Сколько всего времён года? Назовите их по порядку от зимы (зима, весна, лето, осень). Какое время года на этой картинке? А здесь?
в) - Вспомним состав числа 2 и 3. (На цветных ковриках, числовых домиках) 2 – это 1 и 1; 2 единицы. 3 – это три единицы; 2 и 1; 1 и 2.
г) - Сойдите с коврика назад: раз, два.
- Посмотрите, на какую геометрическую фигуру похож ваш коврик?
- Поднимут руку те, у кого коврик похож на четырехугольник. Назовите, какие вы знаете четырёхугольники. Почему их так называют?
- Разминка закончилась. Какая была сейчас гимнастика? (умственная) Молодцы, выполнили первое задание.
- Продолжим знакомить Лунтика с математикой, сидя за столами. (Крепит звезду на доску магнитом). У звёздной дорожки есть начало (Следить за осанкой, давать возможность исправлять ошибки и отвечать самостоятельно, поощрять внимание, правильные действия детей, используя различные приёмы в ходе всего занятия).
2. Образование и состав числа 4.
- Вышли дети поиграть.
У Ани мяч, у Тани мяч,
У Оли мяч, а Ване мяча не хватило.
- Посмотрите, сколько здесь детей(4)
-Сколько всего мячей? (3) Сравните, чего больше детей или мячей? Как сделать поровну, одинаково? (Взять, добавить ещё 1 мяч).
- Взял и Ваня мяч. Сколько теперь детей и мячей? (Поровну, одинаково, мячей столько сколько детей)
-По сколько мячей у каждого из детей? (По одному). А всего их четыре.
-Как же получилось число 4? 1, ещё 1, ещё 1 и 1 – всего 4. 4 состоит из 4 х единиц.
-Посмотрите, как можно разделить мячи на группы, если дети поменяются ими. Разделим по цвету (переставляет) 3 красных и 1 синий – всего 4; 3 и 1 будет 4. Первый и последний поменялись мячами – 1 синий, 3 красных; 1 и 3 тоже 4 (число не изменилось).
- Разделим по размеру: 2 больших и 2 маленьких – всего будет тоже 4 мяча. Число мячей не изменяется от перемены расположения и от цвета.
- А теперь покажем Лунтику, как ещё можно составить число 4. Сейчас у себя на столах вы составите цветной коврик для числа 4, а кто-то у доски выложит состав числа 4 в числовом домике цифрами.
(Варианты могут быть разные. Предложить поискать другие, например – составить из 3х чисел 1+2+1 2+1+1 1+1+2)
Во время выполнения вместе с Лунтиком посмотреть, как дети справляются с заданием. Если есть необходимость, помочь ребёнку у доски, задавая соответствующие вопросы.
- Замечательно! Цветной коврик составили. И в числовом домике все цифры расставлены. Расскажи, из каких меньших состоит число 4? (3 и 1, 2 и 2, 1 и 3, и 4 единицы)
- Вторая звезда занимает место на звёздной дорожке.
Физкультминутка.
- А теперь мы отдохнём, физминутку проведём. Старайтесь, чтобы понравиться Лунтику.
Мы считали и устали. Встают за стулом.
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три-четыре. (впереди)
Ножками потопали, раз-два-три-четыре. Выполняется энергично, бодро
И еще потопали, раз-два-три-четыре.
И дружней похлопали, пять-шесть (впереди,
Семь-восемь (вверху, девять-десять (сзади). Повторить 2 раза
Сели, встали (2 р. приседания, руки на поясе)
Мы внимательнее стали (наклоны в стороны).
И теперь пора опять Лунтика математике обучать (сели).
- А вот и следующая звезда под цифрой 3.
3. Число и цифра 4.
а) «Четвёртый лишний».
- Внимательно посмотрите на карточку и скажите Лунтику, что здесь лишнее и почему? Закрепить понятие – «четырёхугольники». Как называется третья фигура, вторая? (Трапеция, ромб). (Детям предлагаются 2 карточки с заданиями или 1 с 3 вариантами. Добиваться полного, доказательного ответа).
б) - А теперь вспомните и быстро назовите «Что бывает по четыре?» (Ножки у стула, стола, 4 времени года, 4 уха у Лунтика, 4 стороны, 4 колеса у машины, 4 лапы у животных, 4 угла у четырёхугольника, 4 стены, 4 части суток (закрепить).
в) - Посмотрите, какое число пропущено? (На числовом ряду). Как вы догадались? (После 3х идёт 4, 3 да 1 будет 4, нет цифры 4). (Открыть цифру четыре в числовом ряду).
- Числа мы слышим и произносим, а цифры видим и пишем (повторить хором). Вот как по разному можно изобразить цифру 4… Обратите внимание на картинку - военного: За тремя идёт четыре, Острый локоть оттопыря.
- Посмотрите, а эта цифра 4, какая она красивая, украшена узором.
- Задание выполнили. Третья звезда занимает своё место на звёздной дорожке.
- Какую звезду теперь надо найти? (С цифрой 4).
4. Четвёртая звезда расположена у больших столов. Нам нужно при помощи разного материала изобразить цифру 4. (Стоя возле больших столов).
Двое детей рисуют цифру 4 пальчиками на песке или манке. Остальные выкладывают изображение цифры 4 из счётных и палочек Кюизенера, пуговиц, скорлупы от орехов, шишек, пробок, ракушек, бобов, из ниток или шнурка.
- Смотри, Лунтик, как по-разному можно выложить цифру 4. У (называет имя ребёнка) 4 – это стул, Который он перевернул.
- Сколько палочек ты использовал? Сколько ты взял пуговиц или пробок? Оставьте свои цифры, мы ещё полюбуемся ими после занятия.
- С четвёртым заданием мы тоже справились. (Оценка). Можем поместить звезду с цифрой 4 на доску, продолжив звёздную дорожку. (Садятся за столы).
Где звезда с цифрой 5?
5. Как - будто в школу играем, задание в тетради выполняем.
- Откройте свои тетради, где вложена закладка, на странице 4, 4. Будем выполнять второе задание, под цифрой 2. Посмотрите, почему в квадрате рядом с цыплятами нарисовано 2 точки? Почему в круге рядом с изображением кота – цифра 1? Что нужно нарисовать в кругах, а что в квадратах? (В кругах – цифры, в квадратах – точки)
- Будьте внимательны при выполнении задания, а мы с Лунтиком посмотрим, как у вас получается. (Предложить показать, как надо правильно держать карандаш; подбадривать детей, ведь мы учимся. Что-то ещё не получается, надо стараться и получится).
III. Все звёзды собраны, звёздная дорожка выложена.
- Почему нам удалось это сделать?
- Что узнал Лунтик? Ребята, Лунтик просит напомнить, как называется разминка в начале занятия? (Умственная). Ещё он забыл, какие геометрические фигуры называются «четырехугольники»?
- Лунтик благодарит вас за знакомство с математикой, ему понравилось в нашей группе, и он ещё не раз побывает у нас в гостях. (Слышен шум взлетающего самолёта).
- Послышались какие-то звуки. Опустите голову на сложенные руки и послушайте, что же это может быть…
- Лунтик улетел на летающей тарелке. Но осталась звёздная дорожка, которая напоминает нам, какие математические задания мы выполнили.
- Ой, а что это под партой? Подарки от Лунтика: раскраски, в которых он и его друзья, диск с мультфильмами о себе. Их мы посмотрим вечером.
- Спасибо всем кто внимательно слушал, соблюдал правила поведения, думал и отвечал (все встают). Прощаемся с гостями и убираем раздаточный материал в определённое место.