Елена Набиркова
НОД по приобщению дошкольников к истории национальной культуры марийского народа «Укрась платье Салике»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение дошкольников к истории национальной культуры марийского народа.
Задачи:
Обучающие:
-учить располагать элементы узора на платье, правильно
рисовать элементы.
Развивающие:
-развивать эмоциональный отклик на произведения искусства;
-выделять отдельные элементы узора;
-обратить внимание на цветовые сочетания, симметричное расположение
элементов орнамента в соответствии с формой предмета.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к марийскому декоративно-прикладному искусству
посредством рисования.
Публикация «НОД по приобщению дошкольников к истории национальной культуры марийского народа „Укрась платье Салике“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением марийских узоров, чтение художественных произведений, выставка рисунков по марийским сказкам, беседа о культуре и быте народов, рассматривание иллюстраций, посещение музея.
Методы и приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, одежды, обуви, видеоматериал, практический метод.
Материалы и оборудование: альбомные листы А4, фломастеры, цветные и простой карандаши, акварель, гуашь, палитра, кисти разных размеров, подставка под кисти, баночки с водой, выкройки платьев.
Структура и методические приемы:
I. Вводная часть – 3 мин.
а) приход Салики.
II. Основная часть – 15 мин.
а) исполнение песни «Пычырик»;
б) игру «Кого поймает лапоть»;
в) повторение элементов марийского орнамента;
г) украшение платьев.
III. Заключительная часть – 2 мин.
а) подведение итогов.
Ход занятия
I. Вводная часть
(На занятие к детям приходит одетая в марийский костюм девочка.)
Салика : Поро кече! Добрый день!
Здравствуйте, ребята! Зовут меня Салика и пришла я к вам сегодня, чтобы пригласить на праздник Пеледыш Пайрем.
Воспитатель: А вы ребята, знаете, что это за праздник?
Салика : Это марийский народный праздник.
Воспитатель: Как вы думаете, почему его так назвали?
Дети: Его празднует марийский народ летом, когда вокруг цветут красивые цветы.
II. Основная часть
Воспитатель: Все веселятся, поют марийские песни. Послушайте, какие.
(Звучит марийская музыка, дети исполняют песню «Пычырик» / «Кнопочка».)
Салика : Играют в марийские народные игры. А хотите тоже поиграть)
Салика : Давайте поиграем в марийскую народную игру «Кого поймает лапоть»
Салика : На этом празднике танцуют и водят хороводы.
(Звучит марийская плясовая мелодия,
дети встают в круг исполняют современный марийский танец.)
Салика : А еще на этот праздник надевают очень красивые марийские национальные костюмы.
Воспитатель: Да, ребята, марийский костюм очень красив и уникален. Посмотрите на Салику — на ней надето марийское платье. Нравится оно вам?
Дети: Да.
Воспитатель: Основной цвет одежды марийцев белый. И себя марийцы столетиями называли «Ош мари». Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма: основной цвет — красный, означал цвет огня, солнца, дающих жизнь всему живому на земле. Добавочные — зеленый, синий, черный, желтый, оранжевый — вводились небольшими линиями и пятнами в основной красный фон вышивки, оживляя ее.
В орнаменте марийской вышивки широкое распространение получили изображения зверей и птиц. Они обычно комбинируются с растительными формами цветка, листа, ветки. Природа занимала значительное место в творчестве марийского народа. Народ в ней черпал мотивы для создания узоров.
Салика : Секреты марийского орнамента передавались от матери к дочери веками, так и дошли до наших дней.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько платьев принесла Салика. Только что-то твои платья просто белые, и на них нет никакого узора.
Салика : Не может быть!
(Салика удивляется.)
Салика : Что же мне теперь делать?
Воспитатель: Ребята, как можно помочь Салике?
Дети: Украсить платье марийским орнаментом, чтобы они стали красивыми.
Воспитатель: Давайте повторим, где он расположен?
Дети: По краям рукавов, на воротнике, на подоле.
Воспитатель: Какие виды марийского орнамента вы знаете?
Дети: геометрический, растительный и зооморфный.
Воспитатель: Какие элементы элементы марийского орнамента вы знаете?
Дети: Оленьи рога, крестики, солнце…
Воспитатель: Какие цвета используют в марийском орнаменте?
Дети: Яркие цвета на белом фоне.
Воспитатель: Подумайте, какие элементы вы нарисуете и где они будут располагаться.
Воспитатель: Можете взять кисточки и рисовать.
(Дети садятся на свои места и рисуют.)
Рисование.
(Во время рисования звучит марийская мелодия, Салика тоже украшает платье)
III. Заключительная часть
Анализ рисунков.
Воспитатель: Посмотри, Салика, какие красивые платья стали! Мне очень понравилось вот это - посмотрите, как аккуратно нарисованы здесь все элементы, сразу захотелось его надеть и пойти на праздник. Я думаю, что одежда, украшенная нами марийским орнаментом всем понравится и с большим удовольствием представят наши работы на выставке марийских умельцев.
(Спросить детей, какие им платья понравились и почему.)
Салика : Какие вы ребята, молодцы! Но теперь мне пришла пора прощаться с вами, а украшенные вами платья вы покажете вечером своим родителям и расскажете, на каком празднике побывали. Цеверын.