Евгения Мелещенко
Конспект НОД «Светит да не греет. Об электричестве» по познанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Светит да не греет» (познание в подготовительной группе)
Программные задачи:
1. Формировать представления о «прошлом» электрической лампочки (огонь, лучина, факел, свеча, керосиновая лампа). Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем осветительных приборов, процессом их преобразования человеком. Формировать интерес к опытам и экспериментированию, расширять кругозор детей, любознательность.
Публикация «Конспект НОД „Светит да не греет, Об электричестве“ по познанию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
2. Обогащать словарный запас новыми словами: светец, фитиль, керосин, спираль, цоколь, торшер, бра, люстра, светильник.
3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.
Предварительная работа:
Чтение детям сказки «Огниво», «Василиса Прекрасная»; экскурсия в краеведческий музей; знакомство с музеем «Огни Москвы»; загадывание загадок о предметах освещения; знакомство с пословицами и поговорками об огне; беседы; презентация музея «Декоративная свеча».
Словарная работа:
Светец, фитиль, керосин, спираль, цоколь, торшер, бра, люстра, светильник.
Оборудование:
Светильник, ларец, лампочка, фото – символы (огонь, лучина, факел, свеча, керосиновая лампа, лампочка, глиняный горшок, лучина, подсвечник со свечой, картинки, спички, блюдце, емкость с водой, фонарь, керосиновая лампа, лампочки, кисти, акриловые краски, палитра, свечи для работы, карточки для детей.
Планируемые результаты:
Проявляет активность для расширения представлений о прошлом предмета (лампочки); использует новые слова в диалоге с взрослыми и сверстниками.
Образовательные области:
Познавательное развитие
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Ход занятия.
Воспитатель вместе с детьми.
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
- Гостям всем скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Мы всем желаем счастья,
Любви и доброты!
Воспитатель. Дети, сегодня утром нашу группу посетила добрая Фея Света. В подарок для вас она оставила вот этот симпатичный светильник. Он будет светить нам долгими вечерами. Ну как, включим его? (Включаю светильник, но он не загорается.) Я совершенно уверена, он работал. Ну, в чем причина, как вы думаете?
Дети. Нет лампочки.
Воспитатель. Куда же она делась?
(Слышен громкий и зловещий голос.)
Фея Тьмы. Я черная Фея Тьмы, не допущу, чтобы в вашей группе было светло. Я заточила вашу электрическую лампочку в своем замке Тьмы. А чтобы разрушить мои чары и спасти лампочку, нужно собрать всех ее предков вместе. Но сделать это не возможно, они все в далеком прошлом…
Воспитатель. Ребята, что же нам делать? Давайте отправимся в прошлое. Поможет нам в этом машина времени. ( Показываю машину времени с кнопками: «2014», «прошлое». Дети нажимают кнопку «прошлое». Под музыку дети кружатся по группе, садятся на стульчики, рассматривают слайд «пещера».)
Воспитатель. Дети, что это?
Дети. Пещера.
Воспитатель. Как вы думаете, кто здесь живет?
Дети. Первобытный человек.
Воспитатель. Скажите, в такой пещере темно или светло?
Дети. Темно.
Воспитатель. А есть ли здесь окна? Что освещает пещеру?
Дети. Огонь.
Воспитатель. Правильно. Главным источником света в пещерах был огонь в костре. А как огонь попал в костер?
Дети. От молний.
Воспитатель. А сейчас посмотрим фрагмент мультфильма «Семейка Крудс», где первобытный человек познакомился с огнем. Ночью, когда все спали, девочка Гип увидела свет в пещере. Свет удаляется, Гип устремляется за ним. Она бежит по пещере. И вот она увидела маленькие кусочки света совсем близко. Это был пепел. Так Гип познакомилась с огнем.
Воспитатель. Свет от костра был не долгим, так как костер прогорал, угли остывали и гасли. Но как же первобытные люди разводили огонь тогда, ведь спичек еще не было? Да, дети, путем трения камень о камень люди добывали огонь. Сейчас я предлагаю вам взять камни и попробовать высечь маленькую искорку. Ну, как получается? Да это очень трудно. Потрогайте камни. Какие они?
Дети. Горячие.
Воспитатель. Понюхайте их. Какой запах вы чувствуете?
Дети. Запах огня.
Воспитатель. Очень много времени и труда затрачивал человек, чтобы высечь одну маленькую искорку. Поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его. Для чего же использовали первобытные люди огонь?
Дети. Освещение, приготовление пищи, обогрев, защита.
Воспитатель. Дети, какие пословицы и поговорки об огне вы знаете?
Дети. Огонь да вода все сокрушают.
От искры Москва загорелась.
Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
Огонь не разбирает, кто беден, кто богат.
Днем с огнем не сыщешь.
Друг познается в беде, как золото в огне.
Огонь - друг и враг человека.
Воспитатель. А сейчас давайте покажем пословицы.
Игра – пантомима «Покажи пословицу»
Не шути c огнем, обожжешься.
Где огонь там и дым.
Спички – невеличка, а огонь – великан.
Из маленькой искры большой огонь бывает.
Огонь не вода – охватит, не выплывешь.
Молодцы! Как вы думаете, может ли огонь быть предком электрической лампочки? Почему?
Дети. Освещает помещение.
Воспитатель. Тогда, берем с собой символ огня и отправляемся дальше. (Под музыку дети двигаются и садятся на стульчики.)
Прошло какое - то время и люди перестали жить в пещерах. Они научились строить дома. А чтобы освещать их, они придумали светильник в виде щепочки. Как он называется?
Дети. Лучина.
Воспитатель. А из чего она сделана?
Дети. Из дерева.
Воспитатель. Какое дерево обычно использовали для лучины и почему?
Дети. Березу. Она лучше горит.
Воспитатель. Лучину закрепляли на подставке специальным зажимом. Подставка называлась светец. Так как же называлась подставка?
Дети. Светец.
Воспитатель. Под лучину ставили сосуд с водой. Почему? Хранили лучины в глиняной подставке. Зачем?
Дети. Чтобы они были всегда сухими.
Воспитатель. Удобна ли была лучина? Почему?
Дети. От нее было много копоти и дыма. Она быстро сгорала. Издавала неприятный запах. Не всегда можно было найти подходящее дерево. Она опасна.
Дыхательная игра «Задуваем лучины».
Воспитатель. Закройте глаза и расслабьтесь. А теперь представьте, что вы находитесь в большом помещении, в котором горит много лучин. Все эти лучины вам нужно задуть. У вас есть три попытки. Вначале мы задуем одну лучину. Делаем небольшой вдох – на выдох задуваем. Молодцы! Теперь постараемся задуть все лучины. Делаем большой вдох – на выдох задуваем. Осталась гореть одна лучина. Еще раз делаем небольшой вдох – на плавный выдох задуваем. Молодцы! Откройте глаза.
Воспитатель. Скажите, лучина может быть предком электрической лампочки? Тогда берем символ лучины с собой и продолжаем путешествие дальше. (Под музыку дети двигаются).
Прошло много сотен лет. Люди строили огромные замки и дворцы, которые нужно было освещать. (Слайды замков). Для освещения они придумали этот предмет. (Фото факела) Как он называется?
Дети. Факел.
Воспитатель. Факел - это утолщенная с одной стороны палка, в которой выдалбливали углубление. Почему?
Дети. Туда наливали жир или смолу.
Воспитатель. Зачем?
Дети. Чтобы поджигать.
Воспитатель. Факелы горели очень ярко. Дети, скажите, факел удобен был в обращении? Почему?
Дети. Дымит. Опасен. Неприятный запах.
Воспитатель. Вспомните, где и когда в настоящее время люди могут пользоваться факелом?
Дети. В передаче «Последний герой», Олимпийские игры.
Воспитатель. Какое знаменательное событие проходило в нашей стране с 7 по 23 февраля?
Дети. Олимпийские игры.
Воспитатель. Где же проходили Олимпийские игры?
Дети. В Сочи.
Воспитатель. Дети, что это?
Дети. Олимпийский факел.
Воспитатель. А что он напоминает?
Дети. Перо Жар- птицы.
Воспитатель. Вы, наверное, наблюдали за тем, как долго Олимпийский факел путешествовал по России, ведь она такая огромная. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четыре стихии».
Воздух - руки вверх.
Вода – руки вперед.
Огонь – руками «пламя огня».
Земля – руки вниз.
Дети, факел может быть предком электрической лампочки? Берем символ факела с собой и в путь.
(Под музыку дети тихо кружатся и садятся на стульчики.)
Воспитатель. Шли годы. Человек придумал более удобный способ для освещения. А какой вы отгадаете, если выполните следующее задание.
Итак, игра «Угадай - ка». По цифрам нужно построить рисунок и узнать, о каком предмете пойдет речь дальше. (Дети работают.) О чем же дальше будем говорить?
Дети. О свечах.
Воспитатель. Свечи появились в 19 веке. Ими освещали огромные залы во дворцах. Для этого использовали тысячи свечей в красивых больших подсвечниках, которые назывались канделябры. (Рассматриваем свечу.)
Свечи делали в виде толстой палочки. Как вы думаете, из чего?
Дети. Из жира животных, из воска пчел.
Воспитатель. В середину свечи вставляли веревочку. Как она называлась?
Дети. Фитиль.
Воспитатель. Для чего он нужен?
Дети. Чтобы поджигать.
(Поджигаю фитиль свечи, наблюдаю за горением свечи.)
Воспитатель. Свет горящих свечей - особенный. Он завораживает, вселяет надежду и чувство защищенности, символизирует победу света над тьмой.
А сейчас мы проведем опыты со свечей.
(Провожу опыт по появлению копоти на блюдце.)
Я возьму блюдце и подержу его над пламенем свечи. Что с ним произошло?
Дети. Оно почернело.
Воспитатель. Почему почернело блюдце?
Дети. Появилась копоть.
Воспитатель. Правильно. А какая она по цвету, свойству?
Дети. Черная, маслянистая. Она мажется.
Воспитатель. Понюхайте ее. Какой она издает запах?
Дети. Неприятный запах копоти.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, что произойдет, если капля расплавившейся свечи попадет в холодную воду?
Дети. Капля застынет.
Воспитатель. Давайте проверим.
(Провожу опыт, дети наблюдают.)
Итак, капля расплавившейся свечи, попадая в емкость с холодной водой, застывает. Потрогайте, какая она?
Дети. Твердая.
Воспитатель. Пофантазируйте, на что она похожа? Скажите, где используют свечи в настоящее время?
Дети. На Новый год, Рождество, день рождения, день святого Валентина, романтический ужин, в храмах и т. д.
Воспитатель. Свеча - это символ молитвенного обращения к Богу. Удобна ли свеча для освещения и почему?
Дети. Нет. Мало света, быстро сгорает, может вызвать пожар, имеет неприятный запах.
Воспитатель. Может ли свеча быть предком электрической лампочки?
Дети. Да.
Воспитатель. Берем с собой символ свечи и продолжаем путешествие.
(Под музыку дети двигаются и садятся на стульчики.)
Воспитатель. Прошло еще много лет. Люди научились добывать нефть из земли, а из нефти делать бензин, керосин и другие нужные человеку горючие вещества. И тогда появляется новый предмет для освещения, а какой вы узнаете, когда отгадаете мою загадку. Будьте внимательны!
Стоит терем,
В тереме – то горит.
А на тереме
Труба стоит.
(Керосиновая лампа)
Да, дети, это керосиновая лампа.
(Показываю керосиновую лампу.)
Дети, из чего сделана лампа?
Дети. Из железа.
Воспитатель. А как называется горючее, которое заливается в лампу?
Дети. Керосин.
Воспитатель. Правильно. Вот в эту железную баночку, заливается керосин, туда же на специальном регуляторе света спускается фитиль. Он пропитывается керосином и при поджоге горит. Как вы думаете, из чего сделан фитиль?
Дети. Из ткани.
Воспитатель. Регулятором света - ручкой - можно приподнимать или опускать фитиль. Если фитиль приподнять, что произойдет с пламенем?
Дети. Пламя будет больше.
Воспитатель. А если фитиль опустить?
Дети. Пламя может потухнуть.
Воспитатель. Чтобы лампа не коптила, ее стали прикрывать абажуром. Каким?
Дети. Стеклянным.
Воспитатель. Стеклянный абажур от долгого горения лампы становился черным. Почему?
Дети. Появлялась копоть.
Воспитатель. Правильно. Поэтому стекло приходилось часто чистить. Керосиновые лампы подвешивали на стену или к потолку. А еще пользовались вот таким светильником. Как он называется?
(Показываю фонарь.)
Дети. Фонарь.
Воспитатель. Правильно. В фонарь тоже наливали керосин. С ним можно было выходить на улицу и в дождь, и в снег, и в ветер и он не погаснет.
А теперь я предлагаю вам игру «Хорошо – плохо».
Если я назову положительное качество керосиновой лампы (хорошо) – хлопайте в ладоши, отрицательное (плохо) – топайте ногами.
Керосиновая лампа устойчива. (Хорошо)
Лампа коптит. (Плохо)
Лампа хорошо горит. (Хорошо)
Лампа издает запах копоти. (Плохо)
С лампой можно ходить по улице. (Хорошо)
Лампа удобнее свечи. (Хорошо)
Молодцы! Дети, керосиновая лампа может быть предком электрической лампочки? Берем ее с собой и в путь.
(Под музыку дети кружатся и садятся на стульчики.)
Воспитатель. Прошло время. Люди придумали электричество. А русский ученый Александр Лодыгин изобрел светильник. Какой вы узнаете по описанию.
Игра «Узнай по описанию».
Ребенок. Она есть у каждого человека. Хрупкая, изящная, прозрачная. От небрежного обращения – погибает. И становится вокруг темно …Что это?
Дети. Лампочка.
(Показываю лампочку)
Воспитатель. Дети, из чего сделана лампочка?
Дети. Из стекла.
Воспитатель. Значит, она какая?
Дети. Стеклянная.
Воспитатель. А еще какая?
Дети. Прозрачная, хрупкая.
Воспитатель. Дети, а что внутри лампочки?
Дети. Спиралька.
Воспитатель. Правильно. Внутри тоненькая металлическая спиралька,
прикреплена она к двум прямым проволочкам. На конце у лампочки цоколь с резьбой. Зачем?
Дети. Чтобы вкручивать.
Воспитатель. В настоящее время появилась вот такая энергосберегающая лампочка, которая позволяет экономить электроэнергию. Она похожа на спиральку. Эта лампочка не прозрачная, а матовая. Но у нее тоже есть цоколь. Для чего?
Дети. Чтобы вкручивать.
Воспитатель. Скажите, удобна ли электрическая лампочка?
Дети. Да.
Воспитатель. Чем удобней огня, лучины, факела, свечи, керосиновой лампы?
Дети. Ярко и долго светит, безопасна.
Воспитатель. Берем с собой символ лампочки. Вот мы и собрали всех предков нашей лампочки вместе. Пора отправляться в 2014 год.
(Дети нажимают кнопку «2014» и переносятся в группу.)
Воспитатель. А сейчас давайте выложим символы в хронологическом порядке. (Дети подходят к макету замка Феи Тьмы. Выкладывают символы.
Огонь – лучина – факел – свеча – керосиновая лампа – лампочка.
Макет замка падает. Появляется ларец.)
Воспитатель. Дети, смотрите, какой красивый ларец! Давайте его откроем? Да здесь же наша лампочка! Вот мы и спасли пленницу. А вот и наш светильник. Вкрутим нашу лампочку?
Дети. Да.
Воспитатель. Но сначала вспомним правила безопасного обращения с электрическими приборами. Назовите мне их.
Дети. Не браться мокрыми руками, не брызгать воду, не ронять, беречь провода, сберегать электроэнергию…
Воспитатель. А если случится пожар?
Дети. Вызвать пожарную помощь – 01.
(Вкручиваю лампочку.)
Воспитатель. Смотрите, какой красивый светильник! Он будет дарить нам свой яркий свет.
Теперь в наших домах много источников света. Каких?
На потолке? (Люстра.)
На столе? (Настольная лампа.)
На стене? (Бра.)
На полу? (Торшер.)
А все они называются одним словом…. (Светильник.)
Правильно! Дети, вы уже знаете, что в Москве в Армянском переулке находится маленький, но очень интересный музей, в котором собраны все предки городского освещения. Как называется этот музей? (Показ слайдов музея.)
Дети. «Огни Москвы».
Воспитатель. Что является экспонатами музея?
Дети. Лучины, свечи, факелы, керосиновые лампы, лампочки.
Воспитатель. Все экспонаты рабочие, их можно подержать в руках и самостоятельно проверить в деле. А еще в музее устраиваются тематические занятия для детей: добывание огня, роспись свечей и т. д.
А в нашей группе есть музей под названием «Декоративная свеча». Я в качестве экскурсовода приглашаю его посетить. Проходите, пожалуйста.
Скажите, что является экспонатами нашего музея?
Дети. Декоративные свечи.
Воспитатель. Экспонаты нашего музея различаются по размеру, форме, цвету, запаху. В виде каких животных или предметов представлены свечи нашей коллекции?
Дети. Медведи, тигры, собачки, лошадки, елки, паровозы и т. д.
Воспитатель. Дети, коллекционирование свечей называется шандалофилия. Как же называется коллекционирование свечей?
Дети. Шандалофилия.
Воспитатель. От этого хобби так и веет теплом и уютом. Представляете, как красиво, когда коллекционер поджигает фитили всех своих экземпляров.
(Ребенок читает стихотворение)
Я подарю тепло.
Гори, гори моя свеча,
Не гасни, я тебя прикрою.
Я сберегу твое тепло,
Чтоб раненую душу успокоить.
И сердце застучит капелью,
Как будто к нам стучит весна.
Свеча как малое свеченье,
Тебе дает кусочек вдохновенья.
Многие из тех, кто увлекается коллекционированием, пробуют свои силы и в изготовлении свечей. Потом сделанные своими руками экземпляры занимают достойное место в коллекции.
Сейчас я предлагаю вам создать свою свечу, которую можно подарить или оставить в нашем музее в качестве экспоната. Каждый из вас распишет свечу акриловыми красками.
Но сначала поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Гроза».
Капли первые упали,
Пауков перепугали.
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает.
А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце!
Прежде чем приступить к работе, я напоминаю, что акриловые краски мы набираем кончиком сухой кисти, чтобы краска не потекла. Перед тем как набрать другую краску мы промываем кисть водой и вытираем ее насухо. Украсить свечу можно волнистыми и прямыми линиями, кругами, точками.
Итак, приступаем к работе! (Дети работают под музыку.)
Молодцы! Какие красивые свечи у вас получились!
А сейчас, давайте встанем в большой круг и возьмемся за руки.
Мы веселые ребята,
Очень дружно мы живем.
Можем ножками потопать,
Можем ручками похлопать.
Мы головками помашем,
Что узнали, всем расскажем.
Мы с вами узнали: для лучины нужен светец, в свечке есть фитиль, в керосиновой лампе-
керосин, а в лампочке – спиралька.
Дети, огонь бывает злой и сердитый. Когда?
Дети. Когда случается пожар.
Воспитатель. Бывает огонь добрый. Так еще говорят о хороших людях. Так вот сегодня я дарю вам по сладкой палочке в виде декоративной свечи, чтобы у каждого из вас в душе зажегся огонь доброты и сердечности. А теперь давайте подарим нашим гостям маленькую частичку огня доброты - свечу.
Спасибо вам за работу!