Ирина Юрьевна Глушенко
«В русской избе. Путешествие в старину». Конспект НОД по образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: В русской избе. Путешествие в старину.
Цель: Познакомить с бытом русской избы посредством фольклора.
Задачи: конкретизировать представление детей о традиционном убранстве русской избы, предметах быта, прививать интерес к культуре русского народа; продолжить знакомство с русским фольклором, формировать эмоциональную отзывчивость, развивать речь.
Публикация «„В русской избе, Путешествие в старину“, Конспект НОД по образовательной области „Познание“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Предварительная работа:
рассказ воспитателя на тему «Как люди жили раньше», знакомство с предметами быта наших предков, разучивание русских народных песен, попевок, знакомство с русскими народными сказками, поговорками, загадками.
Оборудование:
Комната оформлена в стиле русской горницы;
На столе - самовар, деревянная посуда, ложки.
Коромысло, ухват, горшок. Люлька.
Ход непосредственной образовательной деятельности
I ч. Организация детей. Сообщение цели.
- Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется? /Россия/
- Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки. Люди разных национальностей живут в нашей большой стране. Сегодня мы поговорим о традициях и культуре русского народа. Приглашаю вас в старинную «русскую избу».
II ч. Основная
(Звучит грамзапись русской народной песни «Ах вы сени») Дети проходят в избу, садятся на лавочку.
- Вы ребята, знаете, что наши предки были очень трудолюбивы. всё, что было необходимо для жизни, делали своими руками. Давайте вспомним, как назывались предметы домашнего обихода в старину.
- Отгадайте загадку:
- Концами над водой висит,
- Середкой на плече лежит.
/Коромысло/
- Правильно, дети! Рано утром брала мама коромысло, вёдра и ходила на речку за водой. Принесёт она водицы, умывает ребятишек да приговаривает:
- Водичка, водичка.
умой Ване личико.
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.
(Дети повторяют попевку вместе с воспитателем).
- Старшие ребята рано вставали, маме помогали, а самый маленький спал в люльке. Мама люльку качала и песенку напевала. (Воспитатель просит кого- нибудь из детей спеть колыбельную песенку и покачать люльку.)
- Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!
Прилетели журавли.
Журавли- то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота – скрип-скрип…
Не будите у нас Колю –
У нас Коля спит, спит.
- А сейчас, ребятки, отгадайте еще одну загадку.
- Стоит толстячок,
Подбоченевши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
- Правильно! Молодцы!
В те далёкие времена семьи у русских людей были большие, дружные. вечером, после трудового дня, собиралась вся семья за столом, у самовара. пили чай, рассказывали друг другу сказки.
- Посмотрите, ребята, а что еще стоит на столе? (Посуда)
- Из какого материала делали в старину посуду? (Из дерева, глины).
- У русских крестьян посуда была простая и удобная. Главным материалом служило дерево. Из него делали ложки, миски, черпаки. А чтобы посуда была красивой, искусные мастера расписывали её яркими красками. Обратите внимание на эти расписные ложки. Вспомните, в какой русской народной сказке говорят о ложке такие слова:
- Эта ложка не простая,
Точеная, ручка золоченая.
Никому её не отдам.
/Жихарка/
(Воспитатель показывает детям предметы посуды и называет их.)
Физминутка
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери
Поклевали, улетели. (Дети идут по кругу, движениями изображают птиц).
- Это ковш, это чашка, это миска. Ой, а в миске – скорлупа, да не простая, а золотая. Кто же тут был?
Кто яичко разбил?
(Дети вспоминают сказку «Курочка-ряба»)
- Много разных и нужных предметов в русской избе, но центральное место в каждом доме занимала печь. Она давала тепло, в ней готовили пищу. Варили пищу в глиняных горшках. Чтобы достать горячий горшок из печи пользовались ухватом. (Воспитатель показывает детям эти предметы).
- Давайте, ребята, вспомним русские народные сказки в которых упоминается о печке. (Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят»).
III ч. Заключительная.
- Во всех сказках, печь – добрая волшебница. Она помогает героям, прячет от врагов, угощает сладкими пирожками.
- Что-то мне подсказывает, что и наша печка не простая, а волшебная.
- По щучьему веленью, по моему хотенью – угости печка ребят пряничками печатными да ароматными!
(Раздается «печкин» голос)
- Угощу! Угощу! Только пусть ребята и про меня загадки вспомнят.
(Дети вспоминают загадки про печь.)
1. Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
/Печь/.
2. В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Пословица.
Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
Печка:
- Вот спасибо, ребятки, порадовали меня, да и я вас отблагодарю. Угощайтесь моими пряничками, растите большими, здоровыми.
(Воспитатель достает из печки противень с пряниками и угощает детей.)
Дети благодарят печку.
- Ну, что же, ребята! Пора нам в группу возвращаться. Но с русской избой мы не прощаемся. Впереди вас ждут новые сказки и чудеса.