Елена Колесникова
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ духовно-нравственных и социокультурных ценностей, в процессе целенаправленного воспитания любови и интереса к истории родного края.
Задачи:
-Расширять и обобщать знания и представления детей о своем родном городе Иваново (исторических, памятных и значимых местах родного города); формировать представление о гербе, его значение в прошлой и современной жизни. Узнавать гербы некоторых городов Ивановской области, знакомясь тем самым с историческим и культурным наследием своей земли.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие в прошлое родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
-Вызвать интерес к историческому прошлому своего города; способствовать развитию генеалогической памяти, знакомя с понятиями «история», «прошлое», «предки», «род», «народ».
-Познакомить с Древом Жизни как символом жизни на земле в представлении наших предков, и тем самым формировать представление дошкольников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле, и нравственной ответственности за свои поступки. Воспитывать желание быть добрым и совершать добрые поступки.
-Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, учить высказывать свою точку зрения, проявлять доброжелательность к мнению другого); активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление, воображение;
Развивающая предметно-пространственная среда: презентация, магнитофон, карта Ивановской области, Древо (на ватмане) разрезные картинки гербов городов Ивановской области, листочки со словами определениями общих понятий «Добро» и «Зло» (Дружба, взаимопомощь, трудолюбие, любовь, доброта; злость, обман, гнев, война, обида, грубость.
Методы и приемы: организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» под лирическую музыку. мотивационный настрой на занятие, проблемная ситуация с использованием традиционного персонажа Рыцаря Майка, запись голоса героя, быстрая смена деятельности (стоя в кругу, в ряд, свободно располагаются вокруг макета, двигаются по залу, двигательная физкультминутка, сидя за столом – работа в парах, движение по залу); беседа, со-разговор с использованием игрушки - сердечко, объяснение, уточнение понятий; поисковые и проблемные вопросы; демонстрация слайдов, фотографий достопримечательностей города, макета «Древо Жизни»; дидактические задания: назвать, перечислить, угадать, узнать по фото, предметы-загадки (задание на слайдах на распознавание объектов по отдельным признакам); дидактическое упражнение «Дерево добра» (приклеиваем листочки с словами-определениями, характеризующие «добро», а листочки с определениями «Зла» - выбрасываем)
Конструктивное упражнение «Собери герб» (разрезные картинки из четырех и более частей); оценка детской деятельности от лица персонажа.
Планируемые результаты: дети имеют представления о родном городе, в котором они живут. Знают, что это - их малая Родина, испытывают чувство любви и гордости за свой край. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности. Имеют представления об исторических памятниках и значимых местах родного города; имеют представление о духовных и нравственных ценностях; знакомы с историей и культурой своей страны; стремятся к добру и неприятию зла.
Предварительная работа: цикл занятий с Рыцарем Майком «Символика городов Ивановской области»; просмотр презентации «Ситцевый край»; Д/и «Любимый город».
Содержание:
Занятие «Путешествие в прошлое Ивановской земли».
Ход.
Дети с воспитателем встают в круг.
Воспитатель: ребята, к нам пришли гости и ваши родители, предлагаю поприветствовать всех:
Здравствуйте гости и друзья,
Здравствуй вся Ивановская Земля!
Мы приветствуем тебя!
Давайте улыбнемся друг другу и всем гостям.
Слайд №1
Воспитатель: Вы уже догадались, что сегодня необычное занятие. Предлагаю встать в круг, взяться за руки и закрыть глаза.
Воспитатель читает стихотворение В. Мухина «Великий дар…».
Великий дар – единожды родиться,
Вздохнуть,
Раскрыть глаза-
И на века
Увиденному миру удивиться,
Где дом и поле, роща и река.
Слайд №2 «Природа родного края»
Воспитатель: как точно и красиво сказал поэт Валерий Мухин про свой родной город Псков. «Великий дар – единожды родиться». А где родились вы? (ответы детей)
Воспитатель уточняет: в Иваново, это ваша малая родина.
А что вы можете сказать о вашей родине? Какая она? Предлагаю говорить добрые слова о городе начиная со слова «самый» (ответы детей, дети подбирают эпитеты: самый красивый, самый уютный, лучший, дорогой, милый, родной цветущий, любимый и пр.). Дети говорят по очереди, передавая игрушку-сердце друг другу.
Воспитатель: Наша Ивановская земля действительно удивительна, она хранит много тайн и загадок.
А вы бы хотели узнать ее тайны? (ответы детей)
Давайте отправимся в необыкновенное путешествие – путешествие во времени! Как вы думаете, на чем можно путешествовать? А во времени? (ответы детей)
Воспитатель уточняет: да, путешествовать можно по-разному, но мы сегодня отправимся в прошлое нашей ивановской земли на машине времени. Только я открою вам один секрет: что на машине времени могут путешествовать не все люди, а только те, у кого ДОБРОЕ сердце и кто очень любит свою родину. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, то вам по плечу любое даже самое невероятное задание. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце и вы все любите свою родину. А еще во время путешествия нам понадобиться фантазия, смекалка, знания и дружба!
А теперь положите правую ладонь себе на грудь и тихо — тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для полета на машине времени. Молча про себя…Получилось? Почувствовали силу? Можно отправляться в путь.
Слайд №3 Машина времени, звук «Галактическое путешествие»
Воспитатель показывает на экран:
Слайд№4
Машина времени перенесла нас на ивановскую землю, где жили наши предки.
А вы знаете, кто такие предки (ответы)
Воспитатель: Да, это наши пра-пра-прабабушки и прапрадедушки, которые жили очень давно – в прошлом! Эта земля им очень понравилась, и они пустили свои корни (как дерево или цветок, основали свой род – и теперь эту землю мы называем родиной, а люди, живущие на этой земле, называются «народ».
Воспитатель: первая загадка и тайна (предлагает подойти к дереву) : Что это? (ответы детей). Воспитатель уточняет: ребята, это не просто дерево – это Древо Жизни. Почему оно так называется. Как вы думаете? (ответы)
Воспитатель уточняет: Вот так наши предки представляли себе мир, человеческую жизнь (верхний мир – небесный «правь»; нижний – подземный «Навь»; и серединный мир, наш земной «Явь». Отсюда и слова навеки – остаться в прошлом, явь – «как на яву», правь –править).
Слайд№ 5 Воспитатель показывает на экран: Вот еще загадка: к нам скачет всадник. Кто же это? (Дети угадывают Рыцаря Майка).
Воспитатель уточняет: Да, это наш знакомый Рыцарь Майк. По-моему, что-то случилось.
Слайд № 6 Включает запись голоса: Здравствуйте, Ребята. Ваши земляки, жители ивановской земли попали в беду: злые силы взяли в плен всех людей, а их гербы разбили на части. Посмотрите на Древо Жизни – Злой Червь грызет корни, хочет, чтобы вы забыли прошлое. Листья вянут, дерево погибает. Помогите, пожалуйста!
Воспитатель обращает внимание детей на Древо (нарисованное на ватмане)
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем? Кто не испугается злых сил? (ответы детей)
Воспитатель: что бы помочь Древу, надо показать свои знания о прошлом нашей родины и разгадать его загадки.
(На рисунке дерева, в корнях вырезаны кружочки и написаны номера- это задания вопросы, на которые детям предстоит ответить)
Вопросы в конвертах:
1. НАЗВАТЬ: Перечислить все названия вашего города, начиная с самого древнего. (село Ивань, Иваново-Вознесенск, Иваново). Назвать область, в которой мы с вами живем (Ивановская). Назвать реки, протекающие в вашем городе (Уводь и ее притоки – Талка, Харинка, Кокуй).
2. Ребята, вы знаете, сколько вам лет? А сколько лет вашим мамам? Папам? Бабушкам? Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? Сколько лет нашему городу? (Ответы детей.) Иванову 147 лет, дата основания 1871г Иваново-Вознесенкской губернии 100лет.
3. Все города одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Как отличить один город от другого? А по каким приметам вы бы узнали свой родной город? (Ответы детей.) Покажите его на карте.
4. Ответить на вопрос: Чем славится ваш город? (ответы детей)
5. Узнать по фото место города (каждому ребенку дается фото достопримечательности города)
6. Предметы-загадки (картинки на экране) : Что это? Как связано с нашим краем? прялка, ситец, цветок льна, вышивка, ткацкий станок, хлопок, бабочка Аполлон, Соня орешниковая; подъемный кран Автокран, береза, невеста, золотое кольцо.
Воспитатель: мы правильно ответили на вопросы и закрыли все «дыры в корнях и спасли Древо от гибели.
Дерево имеет корни и Человек тоже имеет свои Корни – это наше прошлое. Может ли дерево или цветок жить без корней? (ответы) Вот так и человек не может жить без прошлого! Мы должны изучать историю и культуру наших предков: как жили, во что одевались, что думали, во что играли и беречь эти знания.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на Древо, наши предки считали, что на земле всегда есть место и ДОБРУ и ЗЛУ. И оно всегда борется между собой. Как вы думаете, что сильнее добро или зло? А от кого зависит победа добра над злом? (ответы детей).
Воспитатель уточняет: от нас с вами, если мы совершаем добрые поступки, то побеждает добро, если злые, то побеждает зло. Давайте вместе постараемся, что бы зло никогда не побеждало.
Воспитатель берет в руки листочки с надписями-определениями Жадность, Доброта, Красота и пр. Дети выбирают только те, что означают «ДОБРО» и прикрепляют к дереву.
Воспитатель: вот еще одна загадка: помните, ребята, Рыцарь Майк сказал, что злые силы разбили все гербы, жителей Ивановской земли, в надежде, что никто не сможет их собрать. А что такое герб? Почему именно гербы разбили злые силы? (Ответы) Что мы можем сделать? Поможем собрать и склеить их гербы? (Ответы).
Но сначала, мы разомнемся и покажем злым силам на что мы способны.
Физ. минутка: под песню «Что такое доброта» (1 куплет и припев).
1. (наклоны головы)
2. (прикладывать ладошки к груди)
3. (поворот Рук и корпуса тела влево, вправо)
4. (приседание, руки перед собой)
5. (руки в стороны)
6. (руки вверх)
7. (исходная поз. Руки вдоль тела)
Что бы склеить разбитые гербы, нам надо разбиться на пары, действовать дружно и сообща, уступая друг другу, не ссорясь. Что бы злые силы победить и вызволить жителей из плена.
Детям раздаются разрезанные гербы городов Ивановской области (Иваново, Шуя, Савино, Палех, Южа). Дети складывают и приклеивают на щиты (заготовки из картона). Склеивая герб, вы становитесь рыцарями и защитниками этого города.
Дети работают.
Во время работы (или по окончании) Дети могут назвать герб города, что на нем изображено и почему.
Дети с готовыми Щитами встают в ряд (парами)
Слайд №7 Карта Ивановской области и Рыцарь Майк благодарит детей за помощь (голос).
В конце работы, Рыцарь Майк благодарит, что ребята помогли вернуть жителей в их города. И назначает их почетными гражданами города ИВАНОВО, ШУИ, САВИНО, ЮЖИ, ПАЛЕХА. Приглашает в гости.
Воспитатель: нам пора возвращаться на машине времени в свое будущее, в детский сад. В гости мы отправимся в следующий раз. Встаём в круг, кладем руку на сердце и думаем о том сколько добрых дел мы сегодня совершили, как смогли победить злые силы (звучит музыка).
По возвращению, воспитатель спрашивает: вам понравилось наше путешествие? А совершать добрые поступки? Вы поняли самую главную загадку для чего нам нужно знать и изучать прошлое? (Ответы детей).
Воспитатель отмечает поведение детей и их участие в занятие.
А теперь, если вы считаете, что справились со всеми трудностями и вам было интересно путешествовать во времени друг с другом, прикоснитесь ладошками друг к другу и поблагодарите друг друга. Если не понравилось, или вам было совсем не интересно, то просто спрячьте свои ладошки за спину.
Дети прощаются с гостями и выходят из зала.