Наталья Гончарова
Конспект занятия «Путешествие в прошлое семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представление дошкольников об истории семьи.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей об истории семьи.
2. Формировать представления о родственных отношениях и связи между поколениями.
3. Продолжать работу с детьми по обогащению словаря, закрепить понятия «семья», «родственники», «родня».
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес детей.
2. Продолжать развивать свободное общение со взрослым и сверстником.
3. Развивать физические качества ребенка (быстроту, ловкость).
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое семьи“» размещена в разделах
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважение к своим предкам.
Предварительная работа:
Составление детьми рассказов «Я и моя семья», рисунки «Моя семья».
Беседы: «Сколько я в слове «Семья», «Легко ли человеку, когда он совсем один», «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Когда в семье лад -каждый этому рад», «Наши бабушки и дедушки, другие родственники» и др. Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «Первая рыбка», «Как Маша стала большой»; Р. Газманов «Мой дедушка»; В. Осеева «Сыновья», «Обычная старушка»; Н. Носов «И я помогаю»; В. Драгунский «Моя сестренка Ксения»; Г. Шалаева «Как вести себя у дедушки и бабушки»; Л. Толстой «Старый дед и внучек». Заучивание стихотворения Я. Аким «Моя родня». Проведение народных игр «Гори, гори ясно», «Ручеёк».
Оборудование: Картинка «транспорт»; картинки «Помощники прошлого и настоящего»; магнитные доски – 2 штуки; магниты; сердечки из шариков; чугунок; лавка; корзина; сундук; рубаха; сарафан; платок; сотейник; крынка; деревянные ложки; презентация «Путешествие в прошлое семьи».
Ход деятельности
Дети и воспитатель заходят в зал. (Слайд 1)
Воспитатель: Посмотрите, дети, сколько у нас сегодня гостей. Поприветствуем их все дружно.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, я знаю одно необычное слово «семья». Что обозначает это слово, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
Семья - словечко странное,
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я»- мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто посчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Воспитатель: Да, семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев. Это наши родные, родственники, родня. А у ваших родителей есть родители?
Дети: Да, бабушки и дедушки.
Воспитатель: А у бабушек и дедушек, есть родители?
Дети: Да, прабабушки и прадедушки.
Воспитатель: И так из поколения в поколение. Ребята, сегодня мы с Вами живем каждый своей семьей. В большинстве случаев бабушки и дедушки стараются жить отдельно. А вот наши предки – наши родственники, жившие задолго до нашего рождения, жили в одном доме, большой дружной семьей.
Я предлагаю Вам сегодня отправится в прошлое и увидеть все своими глазами.
Воспитатель: На чем же мы отправимся? Ребята, перед Вами расположены картинки с изображением различных видов транспорта. Предлагаю выбрать каждому на чем бы Вы отправились.
Дидактическая игра «Выбери транспорт».
Дети рассматривают картинки с изображением разных видов транспорта и выбирают.
Воспитатель спрашивает детей, почему они выбрали именно этот транспорт.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, Вы конечно знаете, что люди еще не придумали такого транспорта, поэтому я предлагаю отправится с помощью волшебства, а поможет нам в этом наша добрая фея Юлия Игоревна.
Физкультминутка: «На воздушном шаре»
Мы летим над облаками,
(развести руки в стороны, слегка покачиваясь вправо – влево)
Мы хватаем их руками,
(выполнять хватательные движения четыре раза)
Задеваем головой. Ой!
(наклонить голову и накрыть ее двумя руками)
Если дома не сидится,
(поманить к себе три раза одной рукой)
Приглашаем прокатится,
(три раза другой)
По дорожке голубой (вытянуть обе руки вперед и развести в стороны, ладошками вверх)
Радуга цветная (нарисовать радугу)
Спинку выгибает
Это нам от солнышка (руки согнуты в локтях, ладони повернуты на зрителя, поднять руки вверх)
Теплого привет.
Звездочки мигают (обеими руками одновременно жать и разжать кулочками на уровни глаз 4 раза)
Нам добра желают, (скрестить руки на груди, покачаться вправо – влево)
Мы им улыбаемся
И споем в ответ
Ля -ля – ля!
Фея: Закрываем глаза.
Дети и фея вместе считают: 10, 9, 8…
Появляется слайд. (Слайд 2)
Появляется Кузьма.
Кузя: Кто Вы такие и от куда Вы взялись?
Воспитатель: Мы из будущего, из детского сада. Вот решили попутешествовать и отправились в прошлое. А ты кто такой?
Кузя: Я Кузьма – домовой, охраняю дом от бед. Что бы вы хотели узнать? Я все про всех знаю.
Воспитатель: Раз ты про все и про всех знаешь, скажи кто эти люди? (слайд3)
Кузя: Это моя семья, которую я от бед охраняю.
Воспитатель: Кузя, а правда, что люди у Вас все гостеприимные?
Кузя: Да, конечно! На Руси всегда люди отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали. (Слайд 4)
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет что такое самовар?
Ответы детей.
Воспитатель: А мы с Вами чай из самовара пьем.
Ответы детей
Кузя: Ребята, посмотрите! А это русская печь - «матушка» - символ полноты и благополучия. Печь обогревает избу, в ней готовим еду, печем хлеб. На печи стоит чугунок. В нем варят щи, кашу. (Слайд 5)
Щи да каша - пища наша.
Кузя: А это ухват. С помощью него мы достаем горячий чугунок из печи.
Воспитатель: - А мы с вами тоже готовим еду в чугунках и на печи?
Дети: - Нет, мы готовим еду в кастрюлях, в сковородках. Кастрюли и сковородки ставим на плиту. Плиты у нас газовые и электрические…
Кузя: Еще в каждой избе можно увидеть прялку. В зимние долгие вечера женщины сидят за прялками пряжу прядут, чтобы из нее связать теплые носки, сшить рубахи.
Кузя показывает свои носки.
Воспитатель: Ребята, повторим все вместе «прялка».
Ребята, посмотрите, «сундук». Как вы думаете, что лежит в этом сундуке? (Слайд 6)
Дети: - в сундуке могут лежать вещи, игрушки….
Кузя: В сундуках хранят - сарафаны, рубахи, рушники, украшения.
Воспитатель: А, ну ка Кузьма покажи, что там у тебя хранится?
Ребята, мы тоже храним одежду в сундуках?
Дети: - Нет, одежду мы вешаем в шкаф….
Воспитатель: Похожи наши современные квартиры на старинную русскую избу?
Ответы детей.
Кузя: А сейчас, я буду загадывать загадки, а Вы попробуете их отгадать:
1. Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато, когда сыта,
От Федоры –теплота. (Печка)
2. Книзу узок, верх широк, не кастрюля… (чугунок)
3. Из русской печи
Кашу скорей тащи
Чугунок очень рад,
Что его схватил…. (ухват)
4. У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И, как зеркало блестит. (Самовар)
5. В старину в ней дети спали,
Мамы, сестры их качали.
Что же это за кроватка
Спать в которой очень сладко. (люлька)
6. Деревянная подружка
Без нее мы как без рук
На досуге веселушка
И накормит всех вокруг
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает. (деревянная ложка)
Кузя: Ой, какие молодцы!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас проверить, как вы все запомнили. Перед Вами карточки предметов прошлого и настоящего. Они все перемешались. Я прошу Вас разобрать их. На одну доску Вы вешаете предметы прошлого, на другую – настоящего.
Игра «Помощники прошлого и настоящего»
Кузя: Ребята, посмотрите какая у меня большая семья. (Слайд 7)
Воспитатель: У нас у всех семьи большие, в них живут люди разных поколений. В наших семьях почитают и очень уважают старших, во всем слушаются их. Главой семьи считается родоначальник (дед, отец). Все члены семьи подчиняютя ему беспрекословно. Он принимает решение, берет на себя ответственность за мир, покой, обеспечение семьи. Во время застолья он сидит во главе. Начинают все есть после того, как он зачерпывает первую ложку. Родители, дедушки и бабушки учат детей и внуков, что умеют сами, передают свой жизненный опыт. Дети обращаются к своим родителям на Вы, с почтением. Маму называют – матушкой, отца – батюшкой. Детей приучают с ранних лет к труду и оказанию помощи в хозяйстве: они помогают убирать за скотиной, пасти её, нянчат малышей.
Воспитатель: Домашний очаг - значит делать все, чтобы каждому члену семьи было уютно и комфортно жить дома.
Кузя: Да, правильно. Ой, что то, мы засиделись. Предлагаю Вам поиграть в игру.
Хороводная игра «Яблочко»
Дети стоят в кругу, говорят с лова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, тот и бежит внутри круга. Ищет себя дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит к яблоку, с того и начинается игра.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Фея: Друзья, мои чары скоро развеются, нам пора возвращаться в настоящее.
Дети выполняют физкультминутку и считают до 10.
Кузя: Вот Вам подарочек от меня. Пусть он Ваш сад охраняет. (дает игрушку Кузю)
Воспитатель и дети : Спасибо! До свидания! 1, 2, 3….
Воспитатель: Вот, ребята, мы уже и дома. Понравилось вам путешествие в прошлое. Что Вам запомнилось? (ответы детей).
Воспитатель: Запомните, что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши самые близкие родственники, ваши родные, ваша семья, которые помогут вам и поддержат вас в любой ситуации. А особенно, ребята, мне хотелось бы отметить, что чтобы не случилось, с Вами всегда будет Ваша мама.
Ребята, я предлагаю Вам послушать стихотворение о маме.
Видео стихотворения о маме.
Воспитатель: Ребята, мы тоже с Вами много знаем стихотворений о маме, а еще у нас есть замечательный танец, покажем его нашим гостям.
Танец.
Воспитатель: Ну, что ребята, пора прощаться с нашими гостями и отправляться в нашу группу.
(Слайд 8)
Дети прощаются и уходят.