Светлана Жабина
НОД по формированию у детей представления о русском крестьянском быте «В гостях у Пелагеюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Жабина С. В.
1. Образовательная область (познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие,речевое развитие, социально- коммуникативное развитие).
2. Предмет (изодеятельность).
3. Тема НОД «Приобщение дошкольников к культуре русского народа».
4. Группа средняя № 2.
5. Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
6. Задачи : Обучающие (познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;
Публикация «НОД по формированию у детей представления о русском крестьянском быте „В гостях у Пелагеюшки“» размещена в разделах
познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук).
Развивающие (развивать наглядно-образное мышление, внимание, память, воображение; закрепить умение работать с соленым тестом, лепить баранки).
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, способствовать развитию дружеских отношений между детьми.
7. Методические приемы : игровой (использование сюрпризных моментов, словесный (индивидуальные ответы детей, вопросы, напоминание, поощрение, анализ НОД).
8. Формы организации детей на занятии : фронтальная.
9. Техническое обеспечение : магнитофон.
10. Демонстрационный и раздаточный материал : макет русской избы, соленое тесто, доски для лепки, салфетки.
11. Ожидаемый результат. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
Конспект НОД
Этапы НОД; Деятельность воспитателя: Деятельность детей :
Организационный момент (игровая мотивация)
Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме. Воспитатель: Здравствуйте ребятушки меня зовут Пелагея.
Можно ли мне у вас спросить, как называется страна, в которой мы живем?
.
Пелагея : Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь-матушка. Давайте детушки вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими. (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. А что означает это слово- здравствуйте? (ответы детей). Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.
.
.
Сообщение цели НОД
Пелагея : Ребятушки, а сейчас я приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу как я живу.
Дети идут с Пелагеей в русскую избу, заходят садятся на лавочки.
Основная часть:
- закрепление;
- изложение нового материала А вы знаете, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из бревен.
Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила? Правильно! В горницу! А что означает это слово? (комната). Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу? Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.
А сейчас обведите горницу взглядом и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?
В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете?
Пелагея : Как еще в старину про печку говорили?
С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?
.
Пелагея : Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди», чем угощала печка Машу и Ваню? А где бабка испекла колобка?
А у нас Лизонька потешку знает про печку.
Ребята, я же печь истопила, тесто поставила, а испечь не успела, поможете мне баранок налепить, а потом чай вместе попьем.
Динамическая пауза (физкультминутка) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. «Пошел котик на Торжок».
Дети садятся за столы.
Делают пальчиковую гимнастику.
Продолжение основной части (Показ с объяснением).
Берем один кусочек, кладем на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, затем соединяем концы колбаски, образуя круг, хорошо слепляем концы, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень, и Пелагея отправляет противень в печь. (приговаривая «Матушка – печка, укрась своих детушек».)
Ребята, на Руси люди любили играть в игры, танцевать в свободное время, вот и мы с вами, пока пекутся баранки, поиграем в русскую народную игру «Карусель». Звучит запись Русской народной музыки, ребята играют в уже знакомую им игру.
Описание игры.
Пелагея стоит внутри обруча, а дети держатся за ленточки на обруче. Один ребенок музыкант, который бьет в бубен. Дети начинают двигаться приговаривая слова: Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели (дети идут шагом, высоко поднимая ноги). А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом (легко бегут). Тише, тише, не бегите, карусель остановите (замедляют шаг).
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра (музыкант кладет бубен на лавочку и встает в общий круг). Дети бегут по кругу под народную плясовую. С окончанием музыки нужно подобрать конец ленты. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра повторяется.
Заключительная часть (анализ НОД) Ребята, пока мы с вами играли, наши баранки уже испеклись, но как мне достать противень, он же горячий? После ответов детей Пелагея берет прихваты и достает противень из печки ставит на стол приговаривая: Ай,качи-качи- качи! Глянь- баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!
Пелагея : Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?
А куда я вас приглашала? А как называется комната в которой вы были? А
без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?
А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.
Напоминание о том, что надо вымыть руки перед едой.
Пелагея благодарит ребят за то, что они приходили к ней в гости.
Список литературы:
«Приобщение детей к русской народной культуре».
О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, Санкт-Петербург, 2002.