МААМ-картинки

Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа

Наталья Спиридонова
Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности,приобщение детей к культуре бурятского народа.

Воспитатель: Спиридонова Н. Н.

Цель:

расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение;

Публикация «Конспект „Бурятский национальный костюм“ по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа» размещена в разделах

развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи: развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

Оборудование:

для воспитателя: компьютерные презентации о костюме;

для учащихся: краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, шаблоны одежды

Словарная работа:

-головные уборы (малгай, -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ,

Предварительная работа: Беседа -занятие «Бурятский народный орнамент»,

презентации по теме «Бурятский народный орнамент»

Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный костюм.

Методическое обеспечение:

презентации «Бурятский национальный костюм»

Репродукции художественных произведений:

Г. Эрдынийн. «Одежда и украшения забайкальских бурят»;

Ц. С. Сампилов. Серия акварельных работ «Свадебные обряды

хоринских бурят», «Любовь в степи»;

Ф. И. Балдаев. «Портрет лимбиста Б. Дугарова»;

И. И. Стариков. «Стрелок из лука». Иллюстрация к бурятским

народным сказкам «Аламжи Мэргэн»;

Ю. А. Чирков. «Наши деды» ;

Е. Д. Будажапова. Рисунки бурятского народного костюма.

Анатолий Цыденов. Открытки.

Орг. момент.

Звучит бурятская мелодия

Ход НОД:

Воспитатель национальном бурятском костюме) :

- Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О Бурятии и о бурятских национальных костюмах.

Воспитатель: Почему вы так подумали?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! А вот и тема нашей сегодняшней НОД- показ презентации. «Бурятский национальный костюм»

Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.

В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей, где нарисован Бурятский народный костюм.

(Дети под тихую музыку рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей, а затем художников).

Беседа.

Каждый народ имеет свой национальный костюм, по которому судят об его истории, культуре, своеобразии бытовых традиций. Ведь само слово «костюм» в переводе с итальянского языка означает «обычай». Бурятский народный костюм привлекал своей красотой и гармонией художников разных поколений. В своих произведениях они запечатлели мужские и женские, зимние и летние, повседневные и праздничные виды костюма.

На этой выставке вы видите работы детей, где они рисуют Бурятский народный костюм.

А вот вы видите образцы народного костюма, воплощенные в рисунках Г. Эрдынийна («Одежда и украшения забайкальских бурят», Ц. С. Сампилова (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят», «Любовь в степи», Ф. И. Балдаева («Портрет лимбиста Б. Дугарова», Ю. А. Чиркова («Наши деды», а также варианты бурятского национального костюма, изображенные современной художницей Е. Д. Будажаповой, Анатолий Цыденов и его открытки, Ц. С. Сампилов.

Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят" 1943 год.

-Подруги невесты

-Момент исполнения обряда

-Начало обряда

-Встреча невесты в доме жениха

-Похищение невесты -

Девушки в гостях у родственников

Вопросы.

- Дети, вам понравилась выставка?

- Какие картины понравились больше всего?

- Почему?

- Есть ли на выставке произведения художников Бурятии?

- Как вы думаете, о чем хотели рассказать нам художники Бурятии в этих картинах?

- А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?

-А его работы (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят»

-Кто из художников Бурятии рисовал открытки? Анатолий Цыденов

-А это что за художник?

Балдаев Филипп Ильич –художник Бурятии. Художник специально ездит по районам республики, собирает и изучает фольклор бурятского народа, делает многочисленные зарисовки национальных орнаментов с предметов народного быта. Многие из собранных им орнаментов вошли в его альбом «Бурятский народный орнамент»,.Сегодня эта работа высоко оценивается, является вкладом в дело сохранения самобытного художественного наследия бурятского народа.

Бурятский костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него новые элементы, имеющие глубокое смысловое значение.

Традиционный народный костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай, верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, обувь (гутал).

Посмотрите на картины Г. Эрдынийна, Ц. С. Сампилова, Ф. И. Балдаева, И. И. Старикова, Ю. А. Чиркова. Вы видите, что неотъемлемой частью бурятского мужского костюма является матерчатый пояс (бэhэ, длина которого равняется двойному расстоянию вытянутых в стороны рук. Пояс играл важную роль в народных обрядах. Им обменивались в знак установления дружеских, побратимских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него, разрывать.

Традиционными мужскими атрибутами являются нож (хутага, курительная трубка (hаанз, огниво (хэтэ, кисет (аршуул, которые не только используются по своему прямому назначению, но и служат ценным украшением мужского костюма.

Особо нарядным выглядит женский праздничный народный костюм. Он хорошо отражен в серии работ Ц. С. Сампилова «Свадебные обряды хоринских бурят», «Любовь в степи».

Наиболее распространенная, конусообразная форма женского головного убора напоминает силуэт гор – обиталищ духов, хозяев, божеств. Серебряное навершие (дэнзэ, украшенное красным кораллом, символизирует солнце. От него книзу струятся красные шелковые нити, означающие солнечные лучи, несущие жизненную энергию. Нижний околыш (hарабша) в виде круга из черного или темно-коричневого бархата ассоциируется с цветом земли (почвы, питающей все живое. Состоятельные женщины отделывали его мехом соболя, выдры.

Бурятская женская одежда обычно включает длиннополый халат или платье и безрукавку. Для декоративной отделки предметов одежды применяются цветные полосы из плотных блестящих тканей – шелка, парчи, бархата, а также меховые нашивки, тесьма. Неповторимую красоту женскому костюму придают ювелирные украшения, выполненные из серебра, коралла и полудрагоценных камней.

Нарядна и женская праздничная обувь из кожи и меха. Напоминающая по своей форме унты, она более изящна, чем мужская и, по традиции, украшается вышивкой, аппликацией из кожи, отделкой из тонкого сукна или плиса.

Вопросы.

- Какие предметы бурятского костюма вам понравились?

- Чтобы вы хотели добавить к нему?

Просмотр презентации «Бурятский национальный костюм»

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах, не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах. Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете?

Дети придумывают имена.

В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей. Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах. Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов).

-А сейчас разминка, попробуем показать в движении как меняется настроение с переменой цвета, переменой погоды.

Голубой – это утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое.

Красный – это день, дети весело играют, бегают, звучит весёлая радостная музыка.

Синий – вдруг набежала туча, стало холодно, пошёл дождь.

Жёлтый – выглянуло солнце, всё пришло в движение.

Зелёный – люди отдыхают после обеда,а мы станем мастерами, и оденем наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей.

У вас на столах элементы костюмов, у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.

-Пока работают дети, звучит бурятская мелодия

По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят раскрашенные детали костюмов.

Сюрпризный момент: входит мужчина в бурятском национальном костюме, произносит благопожелание на бурятском языке и исполняет вместе с и детьми гимн Бурятии.

Рефлексия.

- А сейчас, давайте подарим голубые облака и яркие солнышки.

Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.

Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком.

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «Сурхарбан»Фотоотчет о празднике «Сурхарбан» дравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вам посмотреть фотоотчет бурятского народного праздника "Сурхарбан",который ежегодно проходит летом.

Национальный компонент. Куклы в бурятских костюмахНациональный компонент. Куклы в бурятских костюмах .Здравствуйте дорогие коллеги! Мы сегодня с детьми обсуждали и очень много говорили о поэзии бурятского костюма, его разновидностях, назначении. так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа
Опубликовано: 24 марта 2015 в 15:29
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Спиридонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД