Татьяна Савчук
Проект «Приобщение дошкольников к русской традиционной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
"Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать … сознательное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. "
Н. И. Пирогов
«Приобщение дошкольников к русской традиционной культуре»
Существующая проблема
Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к русской традиционной культуре“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления :доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Продолжается разрушение института семьи: через т. н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Цели программы:
Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям традиционно русской культуры. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Приморского края, России.
Задачи программы:
Воспитание у детей уважения к к малой родине, её народу, культуре и святыням.
Формирование нравственных ориентиров добра, истины и любви, развитие способности к сопереживанию.
Знакомство дошкольников с особенностями христианского искусства, иконописи, литературы, музыки, архитектуры.
Основные характеристики деятельности:
сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания;
интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое;
интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
программа рассчитана на детей подготовительной группы;
программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
Методы реализации программы :
Наглядный метод:
экскурсии, наблюдения, целевые прогулки;
просмотр фильмов и сказок;
рассматривание иллюстраций, предметов;
проведение дидактических игр.
Словесный метод:
чтение литературных произведений, беседы,
заучивание стихотворений детьми, обсуждение просмотренных сюжетов обобщающие рассказы, словесные игры, загадывания загадок.
Практический метод:
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование,
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей,
постановка сказок духовно - нравственного содержания.
Работа с родителями:
Родительские собрания по вопросам воспитания дошкольников в традициях русской традиционной культуры и по вопросам нравственно патриотического воспитания детей;
Консультативная помощь семьям по различным вопросам нравственного воспитания, как в индивидуальном порядке так и групповом;
Организация совместных праздников, занятий, конференций, педагогических советов.
Учебно-тематический план занятий:
Занятия делятся на три цикла:
«Дерево добра»;
«Край, в котором ты живешь»;
«Праздники Руси»
Каждый цикл занятий включает себя от 12 до 5 занятий различной тематики, которые проводятся 2 раз в месяц.
«Дерево добра»
Тематика занятий:
«Добро и зло», «Семья, дом», «Твоё имя», «Послушание и непослушание»,«О дружбе и друзьях», «Жадность и щедрость»; «Правда и ложь», «Совесть», «Благодарность», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Прощение», «Скромность», «Мамочка»,
«Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела». «Край, в котором ты живешь».
Тематика занятий: «Наша Родина - Россия», «История возникновения родного поселка», «Герб Приморского края», «Наш парк» «Памятники п. Кавалерово».
«Праздники Руси»
Тематика занятий: «Рождество», «Крещенье», «Масленица», «Пасха», «Троица», «День семьи и верности».
Предполагаемый результат
Программа приобщения дошкольников к русской традиционной культуре ставит своей целью достичь следующих результатов:
Усвоение ребенком истинных ценностей традиционной русской культуры таких как добродетель, направленность и открытость человека к добру, жертвенность.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру.
Воспитание чувства патриотизма;
Приобщение к традициям семьи и посильная помощь по дому;
Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
Костюнина Т. “Рождественские встречи” м. : “Дошкольное воспитание”, 2005 г. (12).
Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м. ” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).
Автор-составитель: Савчук Татьяна Викторовна, воспитатель