Наталия Кирюшкина
Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый народ имеет свои корни. Это - язык, культура, история, традиции, обычаи.
Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? Думается что нет.
Именно в дошкольном возрасте важно приобщение личности к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, в его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых ребенком от природы родного края, в деталях быта и обычаях людей. «Погружение» дошкольника в мир культуры родного края, в его духовную атмосферу позволяет достаточно полно решить проблему поиска универсальных средств воспитания детей в новых условиях.
Публикация «Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа» размещена в разделах
Педагогический коллектив МДОУ № 127 с 1992 года делает акцент на краеведческий принцип образования.
Главная цель - построение качественного образовательного процесса, направленного на введение личности ребенка — дошкольника в мир культуры, духовную атмосферу родного края. Для достижения поставленной цели перед коллективом были намечены следующие задачи:
формирование у дошкольника начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа;
воспитание свободной, творческой личности на основе знакомства детей с лучшими образцами национального искусства;
формирование начал уважительного и доброго отношения к людям других национальностей.
Для решения этих задач творческой группой «Вастома» разработаны перспективные планы:
по обучению детей эрзянскому языку;
по ознакомлению с мордовским фольклором, декоративно-прикладным искусством и изобразительным искусством мордвы;
с произведениями мордовских писателей и поэтов.
Создали в детском саду предметно-развивающуюся среду, которая позволяет ребенку ощутить связь с историческим прошлым через предметы быта. Оборудована комната по ознакомлению с мордовским бытом. Её интерьер составляют подлинные предметы, которые появились в результате поиска сотрудников детского сада и родителей наших воспитанников. Здесь проводятся занятия познавательно-речевого цикла, на которых детей знакомим с культурой, историей и бытом мордовского народа.
В методическом кабинете накоплен богатый материал для реализации краеведческого образования дошкольников. Изготовлены альбомы, стенды, папки-передвижки, приобретена художественная литература мордовских детских писателей. Также там имеется материал о творчестве мордовских художников, в частности Ф. В. Сычкова, и скульптуре С. Д. Эрьзе.
В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой мордвы нами используются различные методы и виды работ, в том числе экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, рассматривание иллюстраций.
Занятия проводятся в игровой форме, с использованием технических средств, персонажей известных сказок, с приглашением сотрудников музея мордовской народной культуры.
В своей работе по краеведческому образованию мы используем программу «Валдоня», которая позволяет схватить все виды детской деятельности. Важным аспектом воспитания ребенка является развитие тех качеств, которые определяют его отношение к родному краю. Эта задача решается при ознакомлении с окружающим миром. Знакомя детей с историей края, с природой, с его национальными особенностями, культурой народа, мы воспитываем положительное отношение к себе, к другим, бережное отношение к природе, к окружающему миру. Но нельзя воспитывать доброе отношение к людям, к природе, не давая знаний о них. И здесь огромную роль играют художественная литература и фольклор. Ознакомление с художественной литературой и фольклором позволяет лучше узнать жизнь и быт мордовского народа, его культуру, обогащает представление детей о нравственных ценностях — добре, правде и справедливости. Для лучшего понимания народного слова разучиваем потешки, меткие пословицы, поговорки. Знакомим детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом, стихотворением, сказкой. Среди них самым любимым детьми является сказка. Очень важно готовить детей к восприятию сказки. Для этого показываем им различные национальные изделия, иллюстрации национальных костюмов, мордовский орнамент, вышивку. Детям рассказываем о различных мордовских праздниках, национальных традициях, обрядах. После знакомства с несколькими сказками проводим: праздник «Встреча с мордовской сказкой», беседы, инсценировки, викторину «Знаешь ли ты мордовские народные сказки и сказки мордовских писателей?».
Наиболее живой и современной составляющей национальной культуры является язык. Возможность говорить и читать на родном языке, обучать детей родному языку - право каждой нации. Используя программу и методические рекомендации А. И. Исайкиной по обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях в МДОУ № 127 с 1992 года работает кружок по обучению эрзянскому языку. Обучаются дети мордовских и русской национальностей. В игровой форме дети получают информацию об окружающем, о себе. Параллельно решаются и воспитательно-образовательные задачи: дети принимают участие в драматизации сказок, в постановках спектаклей, в организации праздников: «Од ие», «Тундонь чи», «Иниче», «Роштова» и т. д.
Одним из условий эффективного образования дошкольников является постоянное самообразование педагогического коллектива. Этому способствуют проводимые семинары, открытые просмотры, консультации. Для оказания помощи начинающим воспитателям практикуются взаимопосещения, которые помогают увидеть и исправить свои ошибки и перенять положительный опыт.
По данной проблеме МДОУ взаимодействует с МРИО, с МГПИ им. М. Е. Евсевьева, библиотекой им. Кириллова, с музеем мордовской народной культуры, со школой № 40.
Работа нашего коллектива по краеведческому воспитанию неоднократно освещалась республиканским радио, телевидением (программой «Сияжар») и в местной печати. Серия занятий и других мероприятий были засняты на видеокассеты сотрудниками МРИО для слушателей курсов повышения квалификации. Мы принимаем участие в презентации книг мордовских писателей, где наши воспитанники выступают с концертной программой на эрзянском языке. Все проводимые мероприятия и диагностика воспитанников показали, что наши дети к концу пребывания в дошкольном учреждении могут общаться на эрзянском языке, читать стихи, петь песни, участвовать в постановках спектаклей. Они знают историю родного края, природу, достопримечательности, национальные особенности, великих людей-земляков, прославивших наш край. Поскольку историческая судьба мордовского народа тесно связана с русским, мы в своей работе использование национальных традиций сочетаем с русскими народными произведениями.
Основы знаний по краеведению, полученные детьми в МДОУ, получают дальнейшее расширение и углубление в школе № 40, где также работает факультатив по обучению мордовскому языку.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.