Сания Гатиятова
НОД в ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Поможем ежику узнать, готовы ли животные к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : воспитатель
первой квалификационной категории
С. С. Гатиятова
Цель:развивать экологическую культуру, уточнять и углублять экологические знания. Расширять представления о диких животных,как они готовятся к зиме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
*Пополнять и закреплять знания детей о том, как животные готовятся к зиме (изменение окраски шерсти,запасы на зиму,спячка).
*Закреплять названия диких животных и их детенышей.
*Расширять знания детей о правилах поведения в лесу.
Публикация «НОД в ОО „Познавательное развитие“ в подготовительной к школе группе „Поможем ежику узнать, готовы ли животные к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Подготовка к зиме
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
* Формировать представления об интересных фактах из жизни диких животных, знаний о взаимосвязи всего живого в природе.
*Активизировать словарь,уметьанализировать,обобщать и делать выводы,вести диалог.
Коррекционно-развивающие
*Развитие внимания, слуха, логического мышления без опоры на наглядность
Коррекционно-воспитательные
*Развивать социальные навыки : умение внимательно выслушиватьсобеседника.
*Воспитывать любознательность.
*Способствовать осознанию правильного отношения к диким животным,стремление помочь им в трудных условиях.
Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:
*образовательная область «Познавательное развитие» :Пополнить и закрепить знания детей о том, как животные готовятся к зиме (изменение окраски шерсти,запасы на зиму,спячка).
*образовательная область «Речевое развитие» : уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Дикие животные»; закреплять навыки согласования и словоизменения; формировать навыки употребления распространенных предложений.
*образовательная область «Социально-коммуникативное» : закреплять навыки поведения в игре, беседе,формировать навыки культуры в природе.
*образовательная область «Физическое развитие» : формировать точные координированные движения в сочетании с речью,развивать слуховое и зрительное восприятие.
Словарь:барсук, крот,рысь, ёж, дикие животные, берлога, логово, нора, дупло,лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий, охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает,травоядные (растительноядные) ,хищники.
Оборудование и материалы:компьютер, экран, иллюстрации к занятию «дикие животные», экологические знаки,набор самодельных книжек,гость из станции юных натуралистов -ежик.
Предварительная работа:
*Посещение СЮН
*Разучивание загадок по теме «Дикие животные».
* Дидактические игры:«Ктос кем?»,«Рассели животных правильно»,«Чейсилуэт»,«Экологическое лото», «Кто, где живет?», «Дикие животные», «Найди лишнюю картинку».
* Рассматривание картин из серии «Дикие животные» .
* Чтение детям русских народных сказок: «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль» и т. д.
* Чтение художественной литературы: П. Воронько «Хитрый ежик»,рассказов В. Бианки «Прячутся»,В. Сутеев «Палочка-выручалочка»,И. Соколов-Микитов «Листопадничек»,«В берлоге» и т. д.
*Разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом»,подвижной игры «Звери пошли на водопой».
Список литературы: Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»
Т. А Шорыгина «Какие звери в лесу».
Ход непрерывно образовательной деятельности:
I.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент
Поздоровайтесь с гостями.
-Здравствуйте, доброе утро!За окном сейчас холодно, закройте глазки, представьте тёплое солнышко. Оно согревает вас и дарит каждому теплый лучик (открываем глаза). Вместе с солнечным лучиком нам не страшен холод и мы с вами отправляемся путешествовать по лесным тропинкам. Как же можно добраться до него? (на машине, автобусе, пешком). А вот я предлагаю - на лыжах! Хотите? Во-первых, мы не провалимся в снегу, во-вторых, не напугаем лесных обитателей, то есть сможем бесшумно передвигаться, и, конечно же, получим удовольствие от катания на лыжах. В какой одежде нам будет удобно? (утепленной, легкой, спортивной). Поехали!» Дети надевают лыжи».
2. Игра «Прогулка в лес».
Тихо. Снег по пояс. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Знак «Не ломай ветки деревьев»
- Знак «Не бери из лесу животных домой»
-Знак «Не шумите в лесу»
-Знак «Не оставляй мусор в лесу»
-Знак «Не разоряйте птичьи гнезда»
- Молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу!
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Создание проблемной ситуации: стук в дверь, входит руководитель Наталья Анатольевна с клеткой, а там еж…
Дети вместе с воспитателем встречают гостей.
-Ёжик-здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. В лесу прошел ураган, листья с деревьев все облетели, земля покрыта снегом, как же теперь зимовать зверям, ведь они ничего не успели запасти на зиму? Ребята, вы можете мне помочь?»
-Воспитатель-ребята, поможем ежу, расскажем? (Да)
-Раз-два-три, вокруг себя обернись,
И в лесных зверей превратись.
-Воспитатель-и как же наши животные подготовились к зиме, об этом сейчас мы и узнаем от вас. У вас было задание выучить загадку и подготовить краткое сообщение про диких животных.
(Дети загадывают загадки и рассказывают про животных, о том, как они подготовились к зиме).
Загадка:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса).
Слайд № 1 – лиса
1ребенок:лиса – всему лесу краса. К зиме у лисы шерсть становится более густая. Зимой не спит, нападает на более мелкую живность – зайцы, мелкие грызуны, птицы. Почему кончик хвоста белый? Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути.
Загадка:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка).
Слайд № 2 – белка
2 ребенок: к зиме шубка становится очень мягкая, пушистая, а цвет сероватым. Своё дупло сооружает на высоких елях или соснах. Внутри дупла мягкая трава, мох, комочки шерсти, также запасы-орехи да желуди, грибочки сухие. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.
Загадка:
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц).
Слайд № 3 – заяц.
3 ребенок: перед наступлением зимы заяц меняет серую шубку на белую. Питаются зимой корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. В сильные холода прячутся под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной. Заяц бел, потому и цел. Почему зайца называют «косым»? Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Он может видеть, что делается сбоку и даже сзади.
Подвижная игра: «На водопой»
Как- то раз лесной тропой
Звери шли на водопой
За мамой лосихой топал лосенок / громко топают/
За мамой лисицей крался лисенок /крадутся на носочках. /
За мамой ежихой катился ежонок / в полуприсяде/
За мамой медведицей шел медвежонок / Вперевалку/
За мамою белкой скакали бельчата /Прыжками/
За мамой зайчихой – косые зайчата /прыгать «ушки» из ладошек/
Волчица вела за собою волчат /крадутся большими шагами/
Все мамы и дети напиться хотят / поворачиваются в круг, встают на четвереньки и делают лакательные движения
Загадка:
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (Волк).
Слайд № 4 – волк
4 ребенок: волк – хищник! Конечно не спит. К зиме шерсть становится более густая. Зимой объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. «Волка ноги кормят». Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Загадка:
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Снится мне душистый мёд. (Медведь).
Слайд № 5 – медведь
5 ребенок:медведь – хозяин всех лесов. Основная пища – ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. В ноябре забираются туда и погружаются в сон. Если что-то их потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую.
-Воспитатель-ребята, а кто еще спит зимой?
Рассказ ежа:озвучивает руководитель Наталья Анатольевна.
-Правильно ребята, это я сплю зимой,
Но я не знаю, пора ли ложится спать или еще рано?
Протоптал немало стёжек
По лесам колючий ёжик.
Он трудился не напрасно –
Делал на зиму запасы.
Пусть морозы не страшат
Ни ежиху, ни ежат!
К холодам надо накапливать жир. Питаемся мы червями, ящерицами, змеями, жуками, лягушками. В ясные осенние дни готовим себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскаем в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке проводим более шести месяцев. В это время ничего не едим и не двигаемся. Спим, свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. А теперь, я хочу с вами поиграть, сможете вы отгадать мои загадки:
*Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа существительных) :
В берлоге живёт (кто) – медведь.
В норе живёт (кто) – лиса.
В логове живёт (кто) – волк.
В норке живёт (кто) – ёжик.
В дупле живёт (кто) – белка.
*Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"
След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.
Хвост лисы — лисий хвост.
Лапа медведя — медвежья лапа.
Зубы волка — волчьи зубы.
-Руководитель-спасибо вам, ребята! Вы оказались настоящими друзьями и знатоками природы!
- Ёжик-мне тоже пора в лес на зимовку. Я вам подарю портреты лесных жителей, а вы раскрасите их, оживите.
-Воспитатель-подожди, Ежик, ребята тоже хотят тебе подарить подарок, осенние листья., а друзьям твоим, лесным жителям -гостинцы, овощи и фрукты.
-Ёжик-ой, ребята, спасибо вам огромное! Теперь у меня будет мягкая подушка из осенних листьев. До свидания!
-Воспитатель-ребята, я надеюсь, что вы узнали сегодня много интересного и познавательного! Закончить наше занятие хочется словами Душена Рядовича:
«Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни».
Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда,
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живётся с нами рядом.
-«Выбери настроение»
На столе у каждого по три мордашки лесных жителей.
Дети выбирают мордашки, соответствующему настроению.