Вера Фёдорова
Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной к школе группы Познавательное развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект педагогической ситуации
Фамилия, имя, отчество автора: Федорова Вера Германовна.
Занимаемая должность: воспитатель 1 квалификационной категории.
Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад №17 «Чебурашка».
Предмет: Образовательная область «Познавательное развитие», познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: «Почва и ее состав».
Продолжительность: педагогической ситуации– 30 минут.
Публикация «Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной к школе группы Познавательное развитие» размещена в разделах
Группа : подготовительная к школе группа.
Технологии: методика А. И. Савенкова.
Аннотация: Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методы и приемы, использованные на занятии, предполагают развитие любознательности, познавательной активности и интересов детей. Экспериментирование с материалами способствует развитию самостоятельности, активности в освоении объектов окружающего мира, их свойств и качеств. Применение ИКТ – технологий, вызывая интерес и привлекая внимание детей, является стимулом к познавательной активности, помогает представить детям научную, достоверную информацию.
Программное содержание:
Образовательные: Упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности по методике А. И. Савенкова.
Расширять представления детей о почве, ее свойствах.
Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков – пиктограмм.
Развивающие : Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
Развивать интерес у детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Речевые задачи:
Развивать умения выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем.
Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Активизировать словарь (исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия).
Обогащение словаря: гипотеза, мантия, академик, информация, лаборатория.
Методические приемы:
Игровая мотивация: чтение рассказа «Чудесная кладовая» и отгадывание о чем идет речь.
- практические (проведение эксперимента и наблюдения, получение информации от другого человека, получение информации из книг);
- наглядные (рассматривание изображений методов исследования, рассматривание зарисованной информации, просмотр видеоклипа);
- словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали, слушание рассказа).
Материал:
карточки с символическими изображениями «методов исследования», простые карандаши, листочки бумаги, детские энциклопедии, 8 пустых стаканчиков, вода, 4 лейки, 8 воронок, столовые и чайные ложки, белые халаты, мед. шапочка, академическая шапочка, мантия, видеоклип.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Ход занятия:
I. Мотивация
Ребята, послушайте внимательно рассказ, который называется «Чудесная кладовая». Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
Как вы думаете, ребята, что это? Если ребята затрудняются ответить на вопрос, можно предложить
составить слово и узнать название кладовой (Почва).
П Ч О А В
1 3 2 5 4
Сегодня мы будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.
Ребята, что такое исследование и кто такие ученые? (ответы детей).
Исследование – это значит получение новых знаний о том, что мы исследуем, изучаем.
Ученый – это человек, который занимается наукой. Он изучает разные вещи, вглядываясь в них, задавая вопросы и проводя эксперименты, чтобы узнать, как эти вещи устроены.
II. Выдвижение гипотезы.
Из чего состоит почва? Из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
Правда ли, что в почве есть воздух? В почве есть воздух.
Пропускает ли почва воду? Пропускает почва воду.
Вы даете разные ответы на мои вопросы - это ваши предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами, которые необходимо проверить.
III. Выбор методов исследования.
Итак, тема нашего исследования «Почва».
(Карточка с изображением почвы вывешивается на доску).
Существует много способов добычи информации - методов исследования и наша задача — получить как можно больше сведений о почве.
Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? (выкладываем карточку «подумать самостоятельно»).
Как еще можно получить информацию? Верно, и следующий метод нашего исследования «Спросить у другого человека» (выкладываем карточку «спросить у другого человека»).
Где еще мы можем узнать что-то новое о почве? (выкладываем карточку «посмотреть в книге», «познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования»).
А что делать дальше? (выкладываем карточки «понаблюдать» и «провести эксперимент»).
План проведения исследования составлен.
А что мы делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть? (Ответы детей).
Собранный материал мы будем фиксировать на листочках с помощью рисунков, значков и символов.
1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно».
- Ребята, подумайте, что вы знаете о почве. (Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о почве - свой ответ фиксируют на листочке).
2. Второй метод исследования «Спросить у другого человека».
У кого мы можем спросить? (У наших гостей). Какой вопрос, вы хотели бы задать им? Вспомните какие, гипотезы, мы выдвигали, нам нужно их проверить! (Вопросы детей и информацию фиксируют на листе бумаги).
2. Третий метод исследования «Посмотреть в книгах».
Как называются «умные» книги? (энциклопедии). Если кто-то не умеет читать сам, как он сможет добыть информацию из энциклопедии? (ответы детей).
Совершенно, верно. (Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям информацию, найденную в книгах о почве, земле. Дети фиксируют на листе бумаги).
3. Четвертый метод исследования «Посмотреть кинофильм по телевизору».
Ребята, посмотрим познавательный фильм по телевизору (Дети информацию фиксируют на листе бумаги).
4. Пятый метод исследования «Понаблюдать».
Ребята, как можем, узнать из чего состоит почва? (мы должны его рассмотреть). Верно. Что может нам помочь рассмотреть почву поближе? (нам поможет лупа). Виды почв.
5. Шестой метод исследования «Провести эксперимент»
Ребята, для проведения эксперимента, пройдем в лабораторию, но прежде вспомним, как надо вести себя в лаборатории (ответы детей)
1. Не кричать.
2. Не трогать без разрешения.
3. Работать только на своем месте.
4. Не пробовать на вкус.
5. Соблюдать осторожность.
Проведем ряд опытов с почвой.
Проходите в лабораторию, надевайте белые халаты и шапочки.
Опыт № 1 – Ищем воздух в почве.
Воспитатель: как узнать, есть ли в почве воздух?
Нужно взять небольшой комочек почвы и бросить его в воду (Дети проводят опыт).
Дети: В стакане видны мелкие пузырьки воздуха.
Вывод. В состав почвы входит воздух.
Опыт № 2 – Почва пропускает воду.
Воспитатель: Необходимо узнать, пропускает ли почва воду.
В пустой стакан с воронкой положите комок ваты, сверху насыпьте ложку почвы, затем осторожно вливайте воду. Какие выводы можно сделать?
Вывод. Почва пропускают воду.
Опыт №3 – Поиск воды в почве.
Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклянным стаканом.
Для ускорения опыта поместили лоток ближе к батарее отопления.
Через 20 минут стенки стакана начали запотевать.
Через час на стекле появились капельки воды.
Вывод. В почве есть вода.
IV. Результат. Обобщение полученных знаний.
Кто сможет по условным рисункам – пиктограммам рассказать, что сегодня открыл о почве? Выступить как ученый.
Ребенок по желанию делает сообщение «Доклад о почве».
(Выступление ребенка в мантии и академической шапочке).
VI. Рефлексия.
Что для вас было самым интересным?
Что на занятии было для вас лёгким?
Что было для вас трудным?
За вашу работу ученые вручают вам награды.