Елена Волченкова
Конспект НОД по познавательному развитию «Уголь»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность по теме «УГОЛЬ»
Цель: создание социальной ситуации развития в познавательной деятельности при ознакомлении со свойствами угля.
Задачи: способствовать развитию интереса к опытнической деятельности, развитию умения делать умозаключения,
воспитывать уважение к людям профессии шахтер.
Оснащение: уголь, камень, посылка, письмо, молоток, тазик, прозрачная ёмкость с водой, таблетки – активированный уголь, бумага для рисования, цветные карандаши, компьютер.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Уголь“» размещена в разделах
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Воспитатель: дети, вы помните мультфильм «Простоквашино»? К вам обращается за помощью пес Шарик. Печкин принес Шарику посылку от дяди Федора. (из коробки посылка достают дети письмо и читают его или просят воспитателя прочитать)
ПИСЬМО Здравствуй Шарик. Если у вас закончились дрова, и нечем топить печь, то вам пригодится этот предмет. Вот о нем загадка:
Он в земле лежит пластами,
Чтоб наверх его достать,
Надо в шахте побывать.
Под землею огоньки,
Это в шахте горняки,
Молотками отбивают,
Это очень нужный камень.
2. Беседа об угле. Кто знает, как он называется?
Каким цветом уголь? Потрогайте, он гладкий или шершавый? Он блестящий или матовый? Посмотрите на свои руки, пыль от него на руках и в воздухе. (кому нужно сходите помойте руки) Как вы думаете, уголь прочный камень или хрупкий?
3. Оыт№1. Ударить камень молотком. Ударить уголь молотком.
Вывод: уголь хрупкий, камень прочный, твердый.
4. Что такое уголь? Где можно получить о нем информацию? (книги, телевизор, компьютер, энциклопедии, взрослые). А вы знаете откуда взялся уголь? Что это такое, почему он горит? А хотите узнать?
Рассказ воспитателя: Уголь - это остатки древних болот, погибших растений, деревьев. Они сгнили, превратились в торф, торф лежит много лет и затвердел. Дерево горит, поэтому торф горит, поэтому уголь горит, а камень нет.
5. Опыт № 2 Что будет, если уголь положить в воду? (предположения детей выслушать) провести опыт положить кусок угля в прозрачную ёмкость. Вывод: уголь утонул, тяжелый, но не растворился в воде.
Воспитатель: Вы знаете как добывают уголь? Давайте посмотрим на экран.
Добыча угля глубоко под землёй, взрывы раздаются, мы ощущаем как стекло дребезжит - пласты породы рушат. Грузят уголь вручную в вагонетку под землёй, подъемные машины поднимают их на поверхность, высыпают, грузят в вагоны, вагоны едут по железной дороге в разные города. В шахте постоянно темнота, пыль угольная, на каске фонарь, чтобы видеть, шахтеры трудятся в тяжелых условиях.
6. На шахтах бывают взрывы, и люди погибают под завалами угля. Так в нашем городе Черногорске есть памятник погибшим шахтерам, он находится около церкви, по ул. Советской.
7. Кто дома пользуется углем?
8. Перед печкой у вас лежит железный лист? Зачем? (беседа о противопожарной безопасности)
9. Беседа что делают из угля? (уголь нужен для тепла, делают лаки, краски, духи, лекарство) Вам родители дают таблетки, когда вы болеете. Есть таблетки черные, как уголь. Кто-нибудь пил такие таблетки? Когда тебе их давали пить? Помогли? /показать активированный уголь стандарт/
А знает ли вы, что угольными таблетками можно рисовать картины, хотите попробовать?/дети готовят себе альбомные листочки, садятся за столы, рисуют таблетками по замыслу/
Релаксация: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что понравилось больше всего делать? Было вам трудно на занятии? Было вам интересно?