Ирина Волынская
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Каменный уголь» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- познакомить детей со свойствами каменного угля (имеет чёрный или бурый цвет, твёрдый, от удара рассыпается на куски, пачкается, бугристый, как дерево, тяжёлый, тонет в воде, не растворяется в воде и ни в какой из жидкостей);
- закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели;
- испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом;
- развивать интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с миром природы „Каменный уголь“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы и оборудование: посылка с каменным углём, загадка про уголь, подносы с каменным углём на каждого ребёнка, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей, молоточек, влажные и сухие салфетки, модели, древесный уголь для рисования, листы бумаги, магниты, камень.
Подготовка к занятию : Беседа на тему «Откуда пришло тепло в дома?». Чтение рассказа «Черное золото» из книги С. И. Венецкого «Рассказы о металлах» и рассматривание иллюстраций к нему. Беседа на тему «Профессия мужественных людей» (о шахтерах, Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Как добывают уголь», беседы на тему «Полезные ископаемые», «Что находится внутри шахты»; чтение произведений художественной литературы о неживой природе.
. Ход НОД:
Воспитатель: - Сегодня почтальон принес посылку. Хотите узнать, что в посылке? (открывает посылку, показывает детям, в посылке достаё т письмо и читает его детям:
«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку. Желаю удачи. Хозяйка Медной горы».
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки -
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.
Воспитатель. - Догадались о каком камне идёт речь? Вот он какой, каменный уголь.
- А хотите послушать сказку о каменном угле?
«В одной деревне жил доктор. Однажды он собрался к больному, но кого-то надо было оставить сторожить дом, а собаки у него не было. Тогда доктор попросил это сделать уголёк-замарашку, который жил у него возле печки. Когда он ушёл, в дом ворвался злой разбойник, чтобы похитить все вещи доктора. А уголёк громко залаял на разбойника». - Может ли так быть на самом деле? А в сказке такое может быть? Ведь в сказке, как вы знаете, возможно всё. Каким образом ещё уголёк может прогнать грабителя и спасти вещи доктора (высказывания детей).
Воспитатель. Хозяйка Медной горы прислала нам уголь, чтобы мы исследовали его свойства, узнали его полезность и другим рассказали. Вы хотите проделать опыты с каменным углём? Тогда сейчас мы с вами отправимся в нашу мини- лабораторию для проведения опытов. Пройдите к столам и займите своё рабочее место.
- Чтобы ваши пальчики были послушными, сделаем для них гимнастику:
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
Воспитатель. - Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов.
Воспитатель. Какого цвета уголь? (он чёрный). В работе нам будут помогать модели, вот первая модель.
Воспитатель. Уголь твёрдый или мягкий? Он твердый. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый? - Пробовали надавить на него или сжать в руке (модель выставить).
Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (ударяю по куску каменного угля молотком - он рассыпался на несколько мелких кусочков). -Какой вывод можно сделать?
Дети. - Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень.
Воспитатель. - Как думаете, что произойдёт, если ударить молотком по камню? (предположения детей). - Давайте проверим (ударяю по камню, с ним ничего не происходит, показываю детям результат, они делают вывод). Дети. - Камень прочнее, чем уголь (выставить модель).
Воспитатель. Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается (выставить модель). Положите уголь и вытрите руки салфеткой.
Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите (ответы детей).
Дети. - Он бугристый, как дерево.
Воспитатель. - Каменный уголь- это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.
Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки).
Дети. - Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Воспитатель. Почему?
Дети. Он тяжёлый (выставить модель).
Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить (помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?
Дети. Не растворяется. (поместить модель).
Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Дети. Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается, он бугристый как дерево, уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях).
Воспитатель. Какое настроение у вас от проделанной работы?
Что вас больше всего порадовало во время занятия?
Какие слова вы бы хотели сказать угольку?
Как, по-вашему, люди используют уголь? Уголь используют в качестве топлива. Шахтёры добывают его из земли. Большую часть угля добывают близко от поверхности, но некоторые угольные шахты расположены очень глубоко. Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа.
Воспитатель. - Ребята, наша работа в лаборатории закончена, я предлагаю вернуться в группу. Но сначала надо навести порядок на ваших рабочих местах. (дети наводят порядок на столах и возвращаются в группу).
Воспитатель. - Мне показалось, что в посылке ещё что-то было. Смотрите, здесь уголь, давайте нарисуем угольком картинки, потом сделаем выставку, лучшие картины отправим в подарок для Хозяйки Медной горы. (дети садятся рисовать углём).