Зоя Сергеева
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
А. П. Усова - доктор педагогических наук по дошкольному воспитанию отмечает, что поисково - исследовательская активность является ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как никакой метод соответствует этим возрастным особенностям и позволит расширить кругозор детей, получить представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие.
Публикация «Консультация „Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит, видит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго.
Дошкольники по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения, свойства предметов и явлений.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования.
В процессе экспериментирования дети учатся:
- Видеть и выделять проблему.
- Принимать и ставить цели.
- Решать проблемы.
- Анализировать объект и явления.
- Выделять существенные признаки и связи.
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Осуществлять эксперимент.
- Выдвигать гипотезы, предположения.
- Делать выводы.
Основная задача педагога и родителей поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В организации поисково– исследовательской деятельности для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие – либо специальные условия.
Основные принципы экспериментальной деятельности.
- Принцип радостного обучения. Почувствовать радость познания от успешного самостоятельного решения поставленной задачи.
- Принцип общего проектирования. Помочь детям почувствовать жизненную необходимость в знаниях. Если задание содержит интересную для детей идею (для чего я это делаю, знания усваиваются легко и незаметно.
- Принцип партнерства. Обучение должно носить диалогический характер. Взрослые и дети выступают как партнеры.
- Принцип активного участия каждого. Находить посильное задание для каждого ребенка. Общий успех зависит от работы всего коллектива.
- Принцип активного привлечения семьи к воспитательно – образовательному процессу.
Немаловажную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет семья. Многие родители воспринимают дошкольный возраст, как возраст подготовки ребёнка к школьному обучению. Поэтому на первом плане у родителей стоит развитие познавательных ценностей.
Экспериментирование в домашних условиях не менее значимо. Спокойная атмосфера, доступность оборудования и родители – помощники, это те факторы, которые являются для детей очень значимыми. Создавая условия для исследований детей дома и на прогулках, родители открывают двери для самостоятельного изучения мира. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Взаимодействию родителей с детьми необходимо учить. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между ними, даёт возможность выработать новые формы и нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью. Добиться эффективных результатов в воспитании у детей познавательных интересов и любознательности можно только во взаимодействии с родителями. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Главные задачи во взаимодействии с родителями:
• установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу общности интересов;
• активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Вот несколько советов которые помогают в совместной работе родителей и педагога по развитию поисково-исследовательской активности детей.
Что нужно делать?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавать ситуацию успешности.
9. С раннего детства побуждать детей доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка : если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
«Волшебные краски».
Знакомство детей с образованием нового цвета, путем смешивания двух цветов (красный и желтый – оранжевый; синий и красный – фиолетовый; синий и желтый – зеленый).
На столах лежат листочки, на которых изображены три круга и гуашь 2 цветов. Дается задание: раскрасить 3 круга в разные цвета. Дети приходят к выводу, чтобы раскрасить третий круг надо на палитре смешать 2 цвета и получить третий.
Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
Обследование свойств и качеств дерева и металла.
При проведении опыта, можно сделать вывод, что дерево издает глухой звук, металл – звонкий, дерево мягче металла, металл притягивает к себе магнит, а дерево нет,; металл – тонет, а дерево – плавает.
Возух, какой он?
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос можно провести ряд опытов: - можно ли поймать воздух?
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
- может ли воздух быть сильным?
- движение воздуха.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, движется, мы его ощущаем. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Исследование песка.
На прогулке можно предложить детям слепить куличики из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Знакомство с научным прибором лупа, в процессе исследования, дети приходят к выводу, что лупа увеличивает предметы, их лучше видно.
Очень хочется, чтобы родители не были сторонними наблюдателями. Задача дошкольных педагогов - помочь стать родителям активными участниками образовательного процесса.