Получи документы

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Зоя Сергеева
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

А. П. Усова - доктор педагогических наук по дошкольному воспитанию отмечает, что поисково - исследовательская активность является ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как никакой метод соответствует этим возрастным особенностям и позволит расширить кругозор детей, получить представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие.

Публикация «Консультация „Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка“» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит, видит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго.

Дошкольники по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения, свойства предметов и явлений.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования.

В процессе экспериментирования дети учатся:

- Видеть и выделять проблему.

- Принимать и ставить цели.

- Решать проблемы.

- Анализировать объект и явления.

- Выделять существенные признаки и связи.

- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

- Осуществлять эксперимент.

- Выдвигать гипотезы, предположения.

- Делать выводы.

Основная задача педагога и родителей поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В организации поисково– исследовательской деятельности для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие – либо специальные условия.

Основные принципы экспериментальной деятельности.

- Принцип радостного обучения. Почувствовать радость познания от успешного самостоятельного решения поставленной задачи.

- Принцип общего проектирования. Помочь детям почувствовать жизненную необходимость в знаниях. Если задание содержит интересную для детей идею (для чего я это делаю, знания усваиваются легко и незаметно.

- Принцип партнерства. Обучение должно носить диалогический характер. Взрослые и дети выступают как партнеры.

- Принцип активного участия каждого. Находить посильное задание для каждого ребенка. Общий успех зависит от работы всего коллектива.

- Принцип активного привлечения семьи к воспитательно – образовательному процессу.

Немаловажную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет семья. Многие родители воспринимают дошкольный возраст, как возраст подготовки ребёнка к школьному обучению. Поэтому на первом плане у родителей стоит развитие познавательных ценностей.

Экспериментирование в домашних условиях не менее значимо. Спокойная атмосфера, доступность оборудования и родители – помощники, это те факторы, которые являются для детей очень значимыми. Создавая условия для исследований детей дома и на прогулках, родители открывают двери для самостоятельного изучения мира. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Взаимодействию родителей с детьми необходимо учить. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между ними, даёт возможность выработать новые формы и нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью. Добиться эффективных результатов в воспитании у детей познавательных интересов и любознательности можно только во взаимодействии с родителями. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Главные задачи во взаимодействии с родителями:

• установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу общности интересов;

активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Вот несколько советов которые помогают в совместной работе родителей и педагога по развитию поисково-исследовательской активности детей.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавать ситуацию успешности.

9. С раннего детства побуждать детей доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка : если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

«Волшебные краски».

Знакомство детей с образованием нового цвета, путем смешивания двух цветов (красный и желтый – оранжевый; синий и красный – фиолетовый; синий и желтый – зеленый).

На столах лежат листочки, на которых изображены три круга и гуашь 2 цветов. Дается задание: раскрасить 3 круга в разные цвета. Дети приходят к выводу, чтобы раскрасить третий круг надо на палитре смешать 2 цвета и получить третий.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

Обследование свойств и качеств дерева и металла.

При проведении опыта, можно сделать вывод, что дерево издает глухой звук, металл – звонкий, дерево мягче металла, металл притягивает к себе магнит, а дерево нет,; металл – тонет, а дерево – плавает.

Возух, какой он?

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос можно провести ряд опытов: - можно ли поймать воздух?

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

- может ли воздух быть сильным?

- движение воздуха.

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, движется, мы его ощущаем. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Исследование песка.

На прогулке можно предложить детям слепить куличики из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Знакомство с научным прибором лупа, в процессе исследования, дети приходят к выводу, что лупа увеличивает предметы, их лучше видно.

Очень хочется, чтобы родители не были сторонними наблюдателями. Задача дошкольных педагогов - помочь стать родителям активными участниками образовательного процесса.

Публикации по теме:

Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…» А. Эйнштейн «Познание начинается с удивления» Аристотель Малыш – природный исследователь.

Роль семьи в развитии речи ребенка Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе.

Конспект занятия с подгрупповой консультацией по физическому развитию «Роль семьи в физическом развитии ребенка» Конспект подгрупповой консультацией по физическому развитию Тема: «Роль семьи в физическом развитии ребенка» Цель: обсудить.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка» В раннем детстве формируется физическое,психическое и интеллектуальное воспитание ребенка. Все навыки приобретаются в семье,в том числе.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка» Консультация для родителей. Роль семьи в развитии речи ребенка. Что посеешь, то и пожнешь Умела дитя родить- умей и воспитать. Физическое,.

Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка» Семья — это ближайшее окружение ребенка, и ее влияние оказывает огромную роль в развитии личности ребенка. К сожалению, современная семья.

Роль семьи в развитии речи ребенка: современные тенденции и проблемы Статья на тему: Роль семьи в развитии речи ребенка Подготовила: Шиленкова Анна Воспитатель Роль семьи в развитии речи ребенка Дошкольный.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка» Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки.

Роль семьи в развитии речи ребенка Роль семьи в развитии речи ребенка Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное.

Консультация «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» развитие познавательнко-исслед. деятельности. pptx Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Одуванчик» города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 19:12
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Сергеева (УИ 394787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД