Лариса Радкевич
НОД по речевому развитию с детьми старшей группы «Поможем Колобку вернуться домой»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по речевому развитию с детьми старшей группы
Конспект занятия с детьми старшей группы
по речевому развитию
«Поможем Колобку вернуться домой»
Цель:приобщение детей к народной культуре – знанию сказок.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять полученные ранее знания о сказках.
-Закреплять умение подбирать слова антонимы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Упражнять в сочинении сказки по аналогии со знакомой сказкой с опорой на мнемотаблицу. - Закреплять знание геометрических фигур: овал, трапеция, треугольник, квадрат.
Развивающие :
- Развивать слуховое внимание, логическое мышление, память, связную речь, интонационную выразительность.
- Развивать творческую активность, способность к фантазированию.
- Развивать умение использовать элементы мнемотехники.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и взаимопомощь, культуру общения.
-Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок.
Предварительная работа: чтение сказок, просмотр мультфильмов, отгадывание загадок; дидактические игры по русским народным сказкам («Что изменилось?», «Расскажи по картинке»); игры познавательного характера, на развитие воображения («Узнай сказку по описанию», «Где мы были», «Море волнуется», развитие речи («Закончи фразу», «Слова неприятели»); составление описательных рассказов по мнемотаблицам, схемам; придумывание детьми сказок, рассказов; игры – инсценировки, разучивание физкультминутки.
Дидактический материал: сюжетные картинки с разными сказками; геометрические фигуры: красный овал, зеленый квадрат, желтая трапеция, синий треугольник; карточки со схематичным изображением зайца, волка, медведя, лисы; мнемотаблица для придумывания новой сказки.
Оборудование: презентация по сказке Колобок, магнитная доска, мяч, аудиозаписи песен (минус) «В гостях у сказки», «Колобок» Т. Морозовой.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры, и еще много чего интересного! Я хочу, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение!
Слайд 1 музыка «В гостях у сказки»
Сказки просят:
А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Дидактическая игра «Угадай сказку»
Перед вами на столе лежат картинки с изображениями разных сказок. Выберете себе по 1 картинке и присядем на стульчики. Назовите, какая сказка изображена на картинке и объясните, почему вы так решили.
- Ваня, какая у тебя сказка? - Объясни, почему ты так решил? - Варя, какая у тебя сказка? – Объясни, почему ты так решила? (спросить 3-4 детей)
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами попадем в сказку. Вы хотите узнать какую? Тогда отгадайте загадку.
На тарелочке лежал,
Как остыл и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою — лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный.
Ответы детей: Колобок!
Слайд 2 (лес)
Воспитатель: - Посмотрите, вот мы и оказались в сказке, а это сказочный лес! Как красиво вокруг. Ребята, в этом сказочном лесу живут сказочные герои из сказки Колобок. Слайд 2 (появляется колобок)
- Ой, дети, посмотрите, а вот и он, и очень грустный:
Колобок : (анимация)
- Здравствуйте, ребятишки! Ой., ой! Убежал я от бабушки и от дедушки, не послушался их, и заблудился. Я боюсь встретиться с лисой, ведь она меня съест, а я хочу домой. Помогите мне ребята домой вернуться.
Воспитатель:- Ребята, какую ошибку совершил колобок? (ушел из дома один без разрешения взрослых) Скажите, а можно убегать из дома без разрешения взрослых? Правильно, нельзя! Ребята, вы хотите помочь колобку добраться до дома? (Да). Будет очень трудно, вы готовы к этому? Тогда нужно внимательно слушать меня, отвечать на вопросы по очереди, не перебивать друг друга.
(Слайд 3 - лес)
Воспитатель: Тогда я предлагаю идти по лесной тропинке. Вы готовы отправиться в путь? Давайте встанем, повернемся друг за другом.
Дети идут по кругу с речевкой :
По тропинке мы шагаем
Выше ноги поднимаем.
Дружно сели,
Дружно встали,
И зайчишку увидали… (садитесь на пенечки)
(Слайд 3 –Заяц)
Заяц: - Здравствуйте, дети! Злой Волшебник заколдовал наших зверей из сказки. Помогите мне их расколдовать.
Дидактическая игра «Расколдуй сказку»
Воспитатель предлагает детям посмотреть картинки с изображением персонажей из сказки, а напротив каждого персонажа стоит условный значок (геометрическая фигура). Воспитатель спрашивает детей: - Кто это? (Заяц) Злой волшебник в кого превратил зайчика? - в красный овал. – Кто это? (Волк) В кого превратился волк? - в зеленый квадрат. - Кто это? (Медведь) В кого превратился медведь? - в желтую трапецию. – Кто это? (Лиса) В кого превратилась лиса? - в синий треугольник. (Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза)
- Раз, два, три, четыре, пять, пора глазки открывать. (в это время Воспитатель закрывает геом. фигурами «заколдованных» животных) – Кто же зеленый квадрат? Дети: волк. И т. д. – Запомнили? Затем дети снова закрывают глаза, воспитатель меняет местами геом. фигуры вместе с картинками животных. – Что изменилось? (повторить еще раз)
Воспитатель: Дети вот мы и помогли Зайчику расколдовать наших зверей. Нам пора дальше продолжать путь по лесной дорожке.
(Слайд 4 - лес) Дети идут по кругу с речевкой :
По тропинке мы шагаем
Выше ноги поднимаем.
Дружно сели,
Дружно встали,
И волчонка увидали… (присаживайтесь на пенечки)
(Слайд4 – Волк)
Волк: - Здравствуйте ребятишки! Я не съем вашего Колобка, если вы со мной поиграете в игру «Скажи наоборот».
Воспитатель: Ну что, дети, поиграем, порадуем волка? Вставайте быстрее в круг.
Игра с мячом: Я буду называть вам плохие черты характера героев сказок, а вы должны сказать наоборот - хорошие.
Хитрый- простой
Злой-добрый
Ленивый-трудолюбивый
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Слабый - сильный
Жадный – щедрый
Хвастливый - скромный
Лживый – правдивый
Глупый - умный
(Слайд 5 - тропинка) Воспитатель: - Ребята, нам снова нужно идти по лесной дорожке для того, чтобы довести Колобка до дома. Готовы? Тогда отправляемся дальше.
Дети идут по кругу с речевкой :
По тропинке мы шагаем
Выше ноги поднимаем.
Дружно сели,
Дружно встали,
И медведя увидали… (садимся на пенечки)
(Слайд5 -медведь)
Медведь: Дети, я не обижу Колобка, если вы правильно угадаете название сказки.
Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь»
«Суп из топора» (каша из топора)
«Зелёная шапочка» (Красная Шапочка)
«Кот в туфлях» (кот в сапогах)
«Два поросёнка» (три поросенка)
«Волк и семеро щенят» (козлят)
«Сестрица Дашенька и братец Иванушка» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
«Мальчик с ладошку» (мальчик-с пальчик)
(Слайд6 - тропинка) Воспитатель:- Молодцы ребята, с заданием медведя вы отлично справились. Знаете название сказок. И вновь отправляемся дальше.
Дети идут по кругу с речевкой :
По тропинке мы шагаем
Выше ноги поднимаем.
Дружно сели,
Дружно встали,
И лисичку увидали (садитесь ребята на пенечки)
(Слайд6- лиса)
Лиса:- Здравствуйте ребятишки! Я не съем Колобка, если вы придумайте новую сказку, где герои будут добрыми, и конец сказки радостный, счастливый.
Воспитатель: Ну что, ребята, придумаем сказку? В сказке наши герои будут добрыми, и в конце сказки Лиса не съедает Колобка. А поможет нам сочинить новую сказку таблица (воспитатель вывешивает мнемотаблицу на доску). Вам уже знакомы эти знаки.
У нас с вами правило: каждый говорит по 1-2 предложения. А вот эта фишка поможет нам рассказывать сказку по очереди.
(Дети сочиняют сказку про Колобка на новый лад по мнемотаблице, при затруднении воспитатель помогает наводящими вопросами)
Воспитатель: Молодцы дети, вы сочинили добрую, интересную сказку с радостным и счастливым концом.
(Слайд7 - колобок вернулся, музыка «Колобок») Воспитатель: - Ребята, вы помогли Колобку вернуться к дедушке и бабушке целым и невредимым!
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза: С миром сказочным, волшебным Нам пора прощаться. И из сказки в детский сад Вместе возвращаться!
Рефлексия: - Ребята, а кто сегодня нуждался в нашей помощи? Как нам удалось помочь? Какое задание вызвало затруднение?Что вам понравилось? Чему учат сказки?