Наталья Рыль
НОД по речевому развитию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе комбинированной направленности «Поможем Мальвине»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе комбинированной направленности.
Тема: «Поможем Мальвине»
Актуальность:
Публикация «НОД по речевому развитию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе комбинированной направленности „Поможем Мальвине“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Хочу вспомнить слова Л. С. Выготского «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»
В настоящее время дети стали меньше общаться друг с другом и со взрослыми. Часто они заняты телевизором и компьютерными играми. Это приводит к тому, что речь детей развивается недостаточно : не умеют задавать вопросы, вести диалог, не могут подробно пересказывать только что прочитанный текст, составлять рассказы по картинкам. Ведь речь и мышление развиваются в процессе ознакомления с окружающим миром, и они тесно взаимосвязаны друг с другом.
В связи с этим у меня появился цикл игровых занятий: направить игру и ИКТ в русло «речевого развития и ознакомления с окружающим миром». Применяя подобные игровые занятия в своей практике, педагоги смогут быстрее развить связную речь детей и в совокупности познакомить их с окружающим миром.
Тема НОД «Поможем Мальвине».
Цель: развитие интереса к окружающим социальным объектам и желание помочь сказочному персонажу.
Задачи:
Образовательные
1. Познакомить с социальными объектами и их предназначением (полиция, мастерская, магазин).
2. Продолжать формировать диалогическую речь в процессе обучения.
Развивающие :
Проводить коррекцию логического мышления посредством разрешения проблемных ситуаций.
Воспитательные:
Воспитывать желание оказывать помощь в ремонте игрушек.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие)
Предшествующая работа: посетить разные типы магазинов, разбор пословиц и поговорок, разучивание физкультурной минутки, отгадывание загадок, овладение умением пользоваться мышкой
Оборудование: костюм Мальвины + (фартук, нарукавники, игрушки для каждого ребенка с недостающими деталями, компьютер, проектор, экран, беспроводная мышка, коробка с недостающими деталями и инструментами, оборудование рабочей зоны: столы, стулья.
Методические приемы: наглядные, практические, игровые, словесные, формирование интереса к изучению нового материала посредством применения ИКТ.
Форма организации: фронтальная.
Виды деятельности: игровая, речевая, художественная, предметная.
Планируемые результаты НОД-
Дети познакомятся с социальными объектами (полиция, мастерская, магазин) и узнают их предназначение.
В процессе обучения будет формироваться диалогическая речь.
Дети самостоятельно научатся находить выход из проблемных ситуаций.
Будут готовы оказывать помощь в ремонте игрушек.
Ход:
Организационный момент: - Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки. А вы меня не узнаете? Я к вам так долго добиралась из своей сказки.
Проблемная ситуация:
В вашем городе много красивых магазинов. По дороге я заходила в разные магазины, их было так много, я уже забыла, где я была, но я их фотографировала. Посмотрите внимательно на фотографии и скажите мне, как они называются? (показ презентации прил№1)
Игра «Узнай и расскажи о магазинах» (слайды).
Дети рассказывают о разных магазинах по слайдам, которые листает ребенок.
- Ой, а последний магазин, где я все это купила, сфотографировать забыла, но я вам сейчас загадаю загадку, а вы догадайтесь, где я была.
Загадка про магазин игрушек.
Надо что-то нам купить иль подарок подарить
Сумку мы с собой берем и на улицу идем
Там проходим вдоль витрин и заходим в (ответ детей - магазин).
Там на полочках стоят все игрушки прямо в ряд.
Покупатели там необычные дети такие симпатичные.
Основная часть.
- Так куда же я зашла? Почему вы так решили? Какие слова из загадки вам помогли при ответе?
Ответы детей: - Вы зашли в магазин. Этот магазин называется – магазин игрушек. В загадке вы рассказали о том, что на полках стоят игрушки, и покупатели там дети.
- Да там много машинок, плюшевых мишек, кукол и других интересных игрушек. Все такое красивое и я быстренько купила, в пакет даже и не смотрела, все спешила к вам, решила вас порадовать. Смотрите (достаю игрушки).
-Ничего я не пойму, как будто что-то не так (игрушки с недостающими деталями). А вы как думаете?
Ответы детей: - Вам продали поломанные игрушки, у машины сломано колесо и нет руля. А у куклы нет платья, и потерялись тапки. У этого робота нет батареек. Самолет не сможет летать, потому - что у него сломано крыло и т. д.
- Не очень аккуратно несла, вот какое огорчение, что же делать? Ответы-размышления детей: Вернуть обратно в магазин. Просто взять и купить новые. Выкинуть и т. д.).
- В магазин я игрушки вернуть не могу, а вы не подскажите почему?
Ответы детей. Правильно. Потому что я чек забрать совсем забыла. В моей сказочной стране нет магазинов, и чеков никаких не выдают, мне очень жаль. У меня есть еще вот такие картинки-помощники, может вы, когда их посмотрите, то найдете ответ на поставленный вопрос.
Физкультурная минутка
Игра с компьютером «Социальные объекты»
Беседа с детьми по каждому слайду (профессии, получение информации).
Первый слайд «Полиция»
- посмотрите внимательно и скажите, что это за здание и почему вы так решили?
Ответы детей: - Это здание полиции. Возле здания стоит полицейская машина. Много людей в форме – это полицейские.
- В каких случаях люди обращаются в полицию?
Ответы детей - Когда что-нибудь украдут или когда пропал человек. Полиция ловит преступников.
- Правильно. Давайте зайдем в отделение полиции (компьютерная программа). Это стол дежурного. К нему в первую очередь обращаются за помощью, пишут заявление, оформляют документы. А вы знаете номер телефона полиции?
Ответы детей - номер телефона полиции 02.
- Поможет ли нам полиция в решении нашей проблемы и почему?
Ответы детей - Наверное, нет. Потому что полиция занимается другими делами: ищет преступников, пропавших людей. А нашими игрушками она заниматься не будет. Надо обратиться в магазин.
Второй слайд «Магазин».
- Это магазин. Давайте зайдем в магазин. В магазине есть витрины, прилавки, касса, весы. Когда вы что-то купили, продавец выдает вам чек, чек надо сохранять и не выбрасывать. Когда товар испорчен или сломан и если у вас есть чек, то вы можете вернуть товар в магазин. А продавец поможет решить нашу проблему?
Ответы детей: если есть чек, то можно вернуть сломанные игрушки или поменять игрушки на новые. Если чек уже выбросили, то продавец ничем помочь не сможет.
- А как вам пригодятся эти знания в вашей взрослой жизни?
Ответы детей: - Вырастем большие, будем покупать чайники, телевизоры, пылесосы. Чеки выбрасывать не будем. Если что-то будет сломано, то эти предметы можно будет вернуть в магазин.
Третий слайд «Мастерская».
- Это мастерская. Здесь работают мастера на все руки. А почему так говорят?
- ответы детей: - Потому что здесь работают мастера, которые все умеют делать, смогут починить, заменить, устранить все что сломалось. А еще про таких людей говорят, что у них «Руки золотые», так как они все умеют делать.
- Надо сделать мастеру заказ, он напишет бланк, что принял у вас товар, назовет время, когда можно будет забрать.
- Ну, а как же решить нашу проблему?
Ответы детей: мастер поможет починить наши игрушки, надо к нему обратиться и попросить помочь нам.
Предлагаю наладить игрушки самим.
Практическая работа
Превращение Мальвины в мастера.
– Посмотрите скорей сюда, в пакете есть еще коробочка какая-то, давайте посмотрим, что здесь лежит? А кому и для чего эти предметы могут пригодиться, мы сейчас определим? (в коробке находятся недостающие детали игрушек).
Ответы детей: все это может подойти для сломанных игрушек. Можно наладить игрушки, используя эти предметы. Надо выбирать, потому что не все эти предметы могут подойти для ремонта.
- Я вас приглашаю в свою мастерскую, выберите мне игрушку и я попробую ее отремонтировать.
Рассматривание и налаживание одной игрушки, словесное комментирование процесса детьми.
- Да, я вижу, вы тоже хорошие мастера, помогите мне, отремонтировать игрушки.
Проблемная ситуация: у машинки не хватает запчастей, а в коробке их нет, как надо действовать дальше? (купить в магазине).
Итог.
О каких социальных объектах вы узнали?
Что нужно делать, если вы купили некачественный товар?
Куда можно обратиться, если вас обворовали?
Для чего нужны мастерские?
Где вам в жизни пригодятся полученные знания?