Светлана Грищук
НОД по развитию связной речи на тему «Путешествие в город мастеров» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в город мастеров.
Программные задачи:
- Формировать навык составления краткого рассказа по дидактическому синквейну;
- формировать умение выбирать из имеющийся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать;
- активизировать словарь по теме «Профессии»;
- закрепить понятия «слова – предметы», «слова – признаки», «слова – действия»;
- развивать интерес к устному народному творчеству, умение пони-мать переносное значение слов и словосочетаний;
Публикация «НОД по развитию связной речи на тему „Путешествие в город мастеров“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- развивать у детей логическое мышление, умение рассуждать;
- развивать внимание, память, общую и мелкую моторику;
- развивать творческие способности, связную речь детей;
- развивать коммуникативные качества личности;
- воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.
Оборудование: картинный материал с изображением людей различных профессий; картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии; карточки – символы слов – предметов, слов – признаков, слов – действий; цветные карандаши; листы бумаги; макет ворот, дома, чуда – дерева; магнитная доска; мультимедиа – проектор, экран.
Ход
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и почувствуем наше тепло. Вы ощущаете, как мы становимся единым целым, командой, которая справится со всеми заданиями.
- А кто мне скажет для чего нам нужны наши руки?
(играть, лепить, рисовать и т. д.)
- А самое главное, для чего нам нужны руки, вы узнаете, отгадав слово по первым звукам названий данных предметов:
топор, рубанок, угольник, доски (труд)
(Нам нужны руки, чтобы трудиться.)
- А для чего нужны все эти предметы?
(Для того чтобы мастерить, строить.)
2. Основная часть.
- Я предлагаю вам присесть и посмотреть, как строили дом герои знакомых вам мультфильмов.
Просмотр отрывков из мультфильмов.
Все герои страны – мультляндии трудились по – разному. А оценить их работу вам помогут вот эти иллюстрации.
- Чью работу может охарактеризовать данная схема?
(картинка с изображение руки с подвёрнутым рукавом)
(Бобра и поросёнка)
- Как они работали? (Они работали засучив рукава.)
- Какую профессию они освоили? (Каменщика)
- О чьей работе расскажет данная схема? (картинка, изображение с рукавом длиннее кисти руки)
(О зайце – кровельщике и мышонке. Они работали спустя рукава.)
- Откуда произошли такие высказывания?
(в старину про умелых, трудолюбивых людей говорили, что они работают, засучив рукава. А про лентяев спустя рукава.)
- А как надо работать, чтобы быть мастером своего дела, чтобы при-носить пользу другим людям?
- Ребята, сегодня я получила письмо. А от кого оно не пойму? Может быть вы мне поможете, отгадав загадку?
Загадка о мышонке
(Это письмо от мышонка)
- Почему вы так решили?
(Потому что он серый, гладкий, маленький, живёт в маленькой норке)
- Правильно, ребята!
Звучит песенка мышонка. Появляется изображение мышонка.
- Ребята, в своём письме мышонок просит помочь ему выбрать профессию и научить его трудиться.
- А вы умеете трудиться?
- Я предлагаю отправиться в город мастеров, чтобы там поучиться работать засучив рукава.
Здесь, ребята, не пройти
Здесь ворота на пути.
Ты внимательно смотри,
Что написано, прочти.
На воротах семь засовов с началом пословиц о труде
- Если вы правильно подберёте к началу конец пословицы, засов от-кроется. (дети подбирают).
А теперь приглашаю:
Кто стоит у ворот,
Проходи, честной народ!
Игра «Воротца»
В золотые ворота приходите, господа!
Первый раз прощается, второй запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
- Посмотрите на вывеску, которая вам подскажет.
(Макет дома, в окошках изображение следующих профессий: врач, повар, портной, музыкант, пожарный, строитель, парикмахер)
Этот домик – теремок,
Он не низок, не высок.
А живут кто в доме том?
У кого ответ готов?
Игра «Четвертый лишний»
Ребёнок называет профессию мастера, объясняет почему он так ду-мает, получает картинку.
- Расселите мастеров по этажам. А узнать этаж вы сможете, если разделите название профессии на слоги. (делят название профессии на слоги).
Ах, какие молодцы,
Разгадывать вы удальцы!
- В старину люди умели работать и отдыхать. А отдыхали они с песнями, играми. Например, встречая богиню весны и плодородия в виде молодой женщины.
Предлагаю поиграть в народную игру «Кострома»
(дети садятся)
- Ой, ребята, посмотрите, кто это?
- Да, это пчёлка - труженица проснулась. (пчелка на палочке, гимна-стика для глаз).
Пчёлка, пчёлка,
Золотая холка,
Полети на лужок,
Принеси нам медок!
Полетела пчёлка на лужок вон к тому дереву.
Пчёлка летит вправо, влево, 2 раза, вниз, вверх, вдаль. Дети следят за полетом, только движением глаз, закрывают глаза.
Как у наших ворот
Чудо – дерево растёт!
Чудо – дерево растёт –
Удивляет весь народ!
- А чем удивляет, что растёт на этом дереве, вы узнаете, если соберёте слово: ИНРМЕНСУТЫ (инструменты) (из набора букв расположенных в неправильной последовательности).
- Ребята, наш мышонок очень хочет стать похожим на мастеров это-го чудного города, но он ещё не решил, какую ему выбрать профессию. Расскажите мышонку о важной профессии на ваш взгляд.
- Подойдите к волшебному дереву и выберите себе те
инструменты, которые будут необходимы вам в профессии.
- А сейчас вы можете пройти в мастерскую и там составить схему рассказа о выбранной профессии. А справиться с этим заданием с радостью, с лёгкостью вам поможет наша знакомая бабушка - келейница.
Пальчиковая игра.
Уж ты, бабушка – келейница –
Золотая рукодельница!
Решетом ты воду нашивала,
В сапоге лапшу выкрашивала,
Топором траву выкашивала.
У вороны масло спрашивала.
На полатях стога смётывала.
И сама оттуда слётывала.
Составить схему вам помогут символы и карандаши
Составление краткого рассказа по дидактическому синквейну
1 стр. одно слово, слово предмет (отражающее главную идею)
2 стр. два слова, слова-признаки (характеризующие предмет)
3 стр. три слова, слова действия (описывающие действия в рамках темы)
4 стр. фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.
5стр. сущность темы (одно слово связанное с первым)
(дети составляют групповые по 4 человека рассказы)
Пример рассказа группы детей:
Я хочу рассказать о враче.
Треугольник обозначает признаки (см. схему)
Врач должен быть, аккуратным и внимательным к своим больным и очень трудолюбивым, чтобы всем помочь.
Стрелка обозначает действия (см. схему).
Врач осматривает больного, слушает легкие и выписывает лекарство.
Для работы ему необходимы: фонендоскоп, чтобы послушать больного. Ложечка, чтобы посмотреть горло, белый халат.
Я…. свое отношение (см. схему)
Я думаю, что профессия врача очень важная. Он лечит людей, а если человек здоров, то он все будет делать хорошо.
3. Итог.
Вывод: все работы хороши, интересны и нужны.
- Но самое главное, что мастеру или профессионалу необходимо выполнять свою работу как?
(Засучив рукава)
- А какие ещё пословицы вы знаете о том, как нужно трудиться.
(Чтобы мастером быть, надо труд свой полюбить. И т. д.)
- Ребята, жителям города мастеров очень понравилось, как вы работали. Музыкант волшебного города приготовил вам подарки. Это волшебные нотки, которые он подарит тем, кто сегодня трудился лучше всех. А волшебные нотки сольются в прекрасную мелодию, которая поможет вам вернуться домой в д/с. (Раздача ноток).
(Звучит музыка)
Вот мы и в детском саду.