Валентина Лихацкая
НООД по развитию речи «Весенняя история»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весенняя история»
Программные задачи:
Воспитание звуковой культуры речи :
•
Совершенствовать речевой слух.
•
Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
•
Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.
Словарная работа:
•
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
•
Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц.
•
Публикация «НООД по развитию речи „Весенняя история“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
•
Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам.
Грамматический строй речи :
•
Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
•
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.
•
Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
•
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с
использованием наглядных пособий, связно с логической
последовательностью.
•
Совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на
заданную тему с помощью мнемотаблиц.
Предварительная работа:
1. Наблюдение в природе.
2. Рассматривание весенних пейзажей.
3. Познавательные беседы.
4. Чтение художественной литературы.
5. Дидактические игры и упражнения:»Подбери слово»,»Первые приметы весны»,»Скажи ласково»,»Хлопни в ладоши».
6. Составление рассказов о весне с использованием мнемотаблиц.
Оборудование:
Мультимедийная установка, электронная игра, клубочек ниток, макет дерева, силуэты перелетных птиц, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт, солнце с лентами желтого цвета,тучка.
^ Воспитатель и дети входят в группу
Дети приветствуют гостей
^ Воспитатель обращает внимание детей на тучку : Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже?
^ Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки и т. д.
Воспитатель: В нашем зале появилась волшебная тучка!
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Как хрустальные горошки,
Закатились к нам в окошко.
О чем же она нам хочет рассказать?
^ Воспитатель подходит к тучке, снимает капельку, на которой написано слово «ВЕСЕННЯЯ история» :
Тучка приглашает нас с вами в сказку.
Дети вместе с воспитателем садятся на стулья перед экраном мультимедийной установки. Воспитатель рассказывает сказку. На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки.
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?
^ Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.
Воспитатель продолжает рассказывать сказку: Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
^ На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.
Воспитатель: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю.
^ Дети называют приметы весны, появившиеся на экране.
- растаял снег
- потекли ручьи
- появились проталины
- закапали сосульки
- прилетели птицы
- на деревьях набухли почки.
- расцвели первые цветы
- зацвели деревья.
Воспитатель: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, передавая клубочек, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.
•
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
•
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
•
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
•
Солнце веселое, как… (песенка, клоун,).
•
Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)
•
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
•
Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку.
Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
^ Воспитатель спрашивает у нескольких детей: Ты какой цветок? ( Дети называют первоцветы: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т. д.)
Упражнение «Цветы»
Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.
Сначала опустили головки,
^ Дети опускают головы, плечи,
потом листочки.
роняют руки вдоль туловища.
А потом согнулся весь стебелек
^ Приседают на корточки.
до самой земли.
Вдруг закапал дождь,
^ Медленно встают, поднимают руки,
и цветочки начали оживать.
потом поднимают головки.
Подул ветерок,
^ Руки над головой, произносят звук «ш»,
зашумели стебельки.
покачивают руками.
Затих ветерок.
^ Спокойно опускают руки.
Раз, два, три! Стали мы опять детьми.
Воспитатель: Давайте понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок». ^ Дети произносят фразу на выдохе2-3 раза.
Воспитатель: Давайте подойдем к дереву. Каких вы птиц узнали? ( Дети называют: скворец, грач, соловей, жаворонок, иволга, дрозд, кукушка, ласточка)
Воспитатель: Где сидит кукушка? На какой ветке сидит скворец? и т. д. (Наверху, на нижней ветке, слева, справа и. т. д.)
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные) Почему они улетают в теплые края? (птицам холодно, негде укрыться от ветра, снега, нечем питаться)
Воспитатель: Что делают птицы, когда возвращаются домой?
(строят гнезда, высиживают птенцов)
Воспитатель: Послушайте скороговорку:
У грачихи пять грачат.
Громче всех они кричат.
^ Воспитатель предлагает произнести скороговорку: громко, тихо, быстро, медленно
Воспитатель: А сейчас, подойдите ко мне, поиграем глазками.
Зрительная гимнастика:
Вот стоит весенний лес
В нем много сказок и чудес.
(выполняют круговые движения глазами)
Слева-сосны, справа - ели.
(глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук.
(глазами вверх- вниз)
Глазки ты закрой- открой
И скорей беги домой!
Воспитатель:
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
Давайте еще раз расскажем о весне и о своем настроении. И как всегда нам помогут таблички- помощницы. Таблички разные, поэтому и рассказы у всех будут разные.
^ Воспитатель раздает таблички, объясняет:
Посмотрите внимательно на таблички. Что нарисовано сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ?
Воспитатель подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно.
Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт. После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Рассказы ваши были очень интересными. У всех они получились разными. Какое у вас было настроение, когда А. рассказывал свой рассказ? О какой он весне рассказывал? (холодной, дождливой, пасмурной) Что вам понравилось в рассказе М.? О какой погоде она рассказывала? (Теплой, солнечной, яркой) и т. д.
Сейчас каждый из вас возьмется за ленточку и скажет, за что он любит весну.
Воспитатель первым берет ленточку говорит: Весна благоухающая. Дети по очереди берутся за ленточку и произносят слова: красивая, нарядная, праздничная, теплая, ласковая, звонкая, цветущая, душистая, лучистая и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце) А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.