Папки-передвижки

НОД по развитию речи «Сравнение и описание предметов. Работа со словом»

Галина Кальченко
НОД по развитию речи «Сравнение и описание предметов. Работа со словом»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи:

Упражнять в умении сравнивать предметы, выделять их существенные признаки, подбирать синонимы, Учить работать со схемой «синквейн», активизировать словарь детей, закреплять знания о частях речи. Учить замечать неправильное сочетание слов по смыслу, вносить исправления. Развивать творческое воображение, логическое мышление, память. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества

Материал к занятию: ИКТ (презентация, схема синквейна, фишки, мяч

Ход:

Публикация «НОД по развитию речи „Сравнение и описание предметов, Работа со словом“» размещена в разделах

Воспитатель: ребята, какое у вас настроение? Кто хочет поделиться своими новостями?

(Ребята рассказывают о том, чем они занимались вчера дома)

А я, вчера, встретилась со своей знакомой, которая работает в другом детском саду, и она с ребятами сравнивала предметы, а вы можете объяснить, что значит сравнить два предмета?

Ответы детей: сравнить два предмета – узнать, чем эти предметы похожи и чем они различаются и т. д.

Воспитатель: ребята, может и нам проверить себя, потренироваться сравнивать предметы. Как вам моя идея?

Ответы детей.

Воспитатель: тогда обратите внимание на эти шкафы, Слайд 1

Чем они отличаются друг от друга?

Ответы детей: они разные по высоте. Один шкаф высокий, а другой низкий.

Воспитатель: что бывает высоким?

Игра с мячом

Дети: столб, дерево, дом,человек …

Воспитатель: а чем отличаются эти предметы (карандаши? Слайд 2

Дети: предметы разной длины

Воспитатель: ребята, что бывает длинным?

Игра с мячом

Дети: платье, дорога, юбка, шарф, веревка

Воспитатель: а чем отличаются эти предметы? (часы) Слайд3

Дети: по форме

Воспитатель: что бывает круглым?

Дети: мяч, солнце, луна, кольцо, обруч, яблоко

Воспитатель: что бывает квадратным?

Дети: печенье, дорожный знак, картина, стол, подушка.

Воспитатель: ребята, а эти предметы чем отличаются (стулья) слайд 4

Дети: материалом (стул деревянный и пластиковый)

Воспитатель: что бывает деревянным?

Дети: стол, стул, шкаф, окно, дверь

Воспитатель: что бывает пластиковым?

Дети: игрушки, тазы тарелки, ложки, окна, двери

Воспитатель: чем отличаются эти предметы Слайд 5 (два яблока)

Дети: цветом

Воспитатель: что бывает красным?

Дети: помидор, вишня,флажок, карандаш, фломастер

Воспитатель: Что бывает зеленым?

Дети : огурец, кабачок, лист, трава, елка

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать об этих детях? Слайд 6 (двойняшки)

Дети: у них все одинаковое

Воспитатель: Как же можно их различить?

Дети: по именам

Вот и предметы так же различаются по именам-названиям

Ложка - это ложка, ложкой суп едят,

Кошка - это кошка,у кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол.

Шапка-это шапка, оделся и пошел.

Воспитатель: ребята, сможете ли вы угадать предметы по их действиям?

Игра «Угадай предмет по его действиям»

1. Мяукает, царапается, крадется

Дети: кот

2. Прыгает, летает, чирикает

Дети: воробей

3. Лает, кусается, грызет

Дети: собака

Воспитатель: ребята, я предлагаю немного отдохнуть.

Игра «У Маланьи, у старушки»

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, все без бровей

С такими глазами,

С такими носами,

С такими ушами,

С такой головой

Ничего не ели, на нее глядели

И делали вот так. А как?

(дети с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте, затем повторяют за ведущим любое смешное движение)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что лежит в моем сундучке?

Дети предполагают

Воспитатель: ребята, я предлагаю узнать предметы по первым звукам слов.

1) ёлка, жук (ёж)

2) замок, арбуз, яблоко, цыпленок (заяц)

Воспитатель: ребята, а вы помните, как мы с вами придумывали сказку, про то, как ежик зайца выручил?

Воспитатель: вспомните, какой был в сказке ежик?

Дети: он был смелый

Воспитатель: подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

Дети: отважный храбрый мужественный, сильный…

Воспитатель: скажите, а каким был заяц?

Дети: он был трусливый

Подберите слова близкие по смыслу к слову трусливый

Дети: пугливый, боязливый, осторожный…

Воспитатель: Ребята, скажите мне, что вы знаете о «синквейне»?

Ответы детей: это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое выглядит в форме ёлочки.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что означает каждая строка.

Дети: на первой строке - название предмета. На второй - два слова-признака этого предмета, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?». На третьей - три слова-действия, отвечающие на вопросы «Что делает?», «Что делал?», На четвертой - предложение с данным словом и на пятой строке делаем вывод или обобщение».

Воспитатель: я предлагаю разделиться на две команды и составить «синквейн» о ежике и зайце.

Дети составляют синквейны

Воспитатель: Какие интересные синквейны вы составили!

Ребята, когда я была в другом детском саду, я записала, что говорили дети.

Послушайте эти предложения и скажите, что в них не так.

1. Это я проснул сестренку.

Воспитатель: Как надо сказать правильно?

2. Мамочка, я тебя громко, громко люблю.

Воспитатель: Как надо сказать правильно?

3. Папа, иди тихо.

Воспитатель: Как надо сказать правильно?

Воспитатель: Вот видите, когда говорим слово, не подходящее по смыслу, получается неправильно и смешно.

Итог:

Воспитатель: ребята, чем мы сегодня говорили?

Ответы детей

Воспитатель: для чего это нам нужно?

Ответы детей

К какому выводу пришли?

Дети: предметы бывают разной величины, формы, цвета, сделаны из разного материала,их можно сравнивать, они имеют свое название

Все эти знания необходимы нам в различных жизненных ситуациях.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Программное содержание: Связная речь: Продолжать.

Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий»Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению.

Конспект занятия по ФЭМП «Сравнение 4–5 предметов»Конспект занятия по ФЭМП «Сравнение 4–5 предметов» Цель: закрепление знаний по формированию элементарных математических представлений у детей. Образовательные задачи: Закрепить количественный.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Сравнение предметов»Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Сравнение предметов» Конспект по ФЭМП в старшей группе на тему: «Сравнение предметов». Цель: Упражнять детей в пересчёте в пределах первого десятка.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов»Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов» Тема:"Сравнение предметов" Цель:Учить сравнивать предметы по высоте и длине,отражать в речи результат сравнения,продолжать устанавливать.

Конспект занятия по сенсорному развитию «Сравнение предметов по форме» в первой младшей группеКонспект занятия по сенсорному развитию «Сравнение предметов по форме» в первой младшей группе Задачи: формировать умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много-много; формировать.

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» (описание предметов) Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ по опорным схемам.

Открытое занятие по развитию речи «Описание игрушек — белки, зайчика, мышонка»Открытое занятие по развитию речи «Описание игрушек — белки, зайчика, мышонка» Тема: "Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка. " Цель: Обучение детей составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия,.

Конспект ОС «Сравнение двух групп предметов»Конспект ОС «Сравнение двух групп предметов» Цель: сравнение двух групп предметов. Задачи: Учить детей сравнивать две группы предметов путём наложения и приложения, пользоваться словами:.

Счёт до пяти. Сравнение двух групп предметов по количествуСчёт до пяти. Сравнение двух групп предметов по количеству Цели: Учить детей сравнивать две группы предметов и устанавливать соотношения между этими предметами: «больше», «меньше», Учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи «Сравнение и описание предметов. Работа со словом»
Опубликовано: 2 мая 2023 в 20:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по развитию речи «Сравнение и описание предметов. Работа со словом»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кальченко (УИ 2946618) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД