Галина Кальченко
НОД по развитию речи «Сравнение и описание предметов. Работа со словом»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Упражнять в умении сравнивать предметы, выделять их существенные признаки, подбирать синонимы, Учить работать со схемой «синквейн», активизировать словарь детей, закреплять знания о частях речи. Учить замечать неправильное сочетание слов по смыслу, вносить исправления. Развивать творческое воображение, логическое мышление, память. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества
Материал к занятию: ИКТ (презентация, схема синквейна, фишки, мяч
Ход:
Публикация «НОД по развитию речи „Сравнение и описание предметов, Работа со словом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Воспитатель: ребята, какое у вас настроение? Кто хочет поделиться своими новостями?
(Ребята рассказывают о том, чем они занимались вчера дома)
А я, вчера, встретилась со своей знакомой, которая работает в другом детском саду, и она с ребятами сравнивала предметы, а вы можете объяснить, что значит сравнить два предмета?
Ответы детей: сравнить два предмета – узнать, чем эти предметы похожи и чем они различаются и т. д.
Воспитатель: ребята, может и нам проверить себя, потренироваться сравнивать предметы. Как вам моя идея?
Ответы детей.
Воспитатель: тогда обратите внимание на эти шкафы, Слайд 1
Чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей: они разные по высоте. Один шкаф высокий, а другой низкий.
Воспитатель: что бывает высоким?
Игра с мячом
Дети: столб, дерево, дом,человек …
Воспитатель: а чем отличаются эти предметы (карандаши? Слайд 2
Дети: предметы разной длины
Воспитатель: ребята, что бывает длинным?
Игра с мячом
Дети: платье, дорога, юбка, шарф, веревка
Воспитатель: а чем отличаются эти предметы? (часы) Слайд3
Дети: по форме
Воспитатель: что бывает круглым?
Дети: мяч, солнце, луна, кольцо, обруч, яблоко
Воспитатель: что бывает квадратным?
Дети: печенье, дорожный знак, картина, стол, подушка.
Воспитатель: ребята, а эти предметы чем отличаются (стулья) слайд 4
Дети: материалом (стул деревянный и пластиковый)
Воспитатель: что бывает деревянным?
Дети: стол, стул, шкаф, окно, дверь
Воспитатель: что бывает пластиковым?
Дети: игрушки, тазы тарелки, ложки, окна, двери
Воспитатель: чем отличаются эти предметы Слайд 5 (два яблока)
Дети: цветом
Воспитатель: что бывает красным?
Дети: помидор, вишня,флажок, карандаш, фломастер
Воспитатель: Что бывает зеленым?
Дети : огурец, кабачок, лист, трава, елка
Воспитатель: Ребята, а что можно сказать об этих детях? Слайд 6 (двойняшки)
Дети: у них все одинаковое
Воспитатель: Как же можно их различить?
Дети: по именам
Вот и предметы так же различаются по именам-названиям
Ложка - это ложка, ложкой суп едят,
Кошка - это кошка,у кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол.
Шапка-это шапка, оделся и пошел.
Воспитатель: ребята, сможете ли вы угадать предметы по их действиям?
Игра «Угадай предмет по его действиям»
1. Мяукает, царапается, крадется
Дети: кот
2. Прыгает, летает, чирикает
Дети: воробей
3. Лает, кусается, грызет
Дети: собака
Воспитатель: ребята, я предлагаю немного отдохнуть.
Игра «У Маланьи, у старушки»
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей
С такими глазами,
С такими носами,
С такими ушами,
С такой головой
Ничего не ели, на нее глядели
И делали вот так. А как?
(дети с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте, затем повторяют за ведущим любое смешное движение)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что лежит в моем сундучке?
Дети предполагают
Воспитатель: ребята, я предлагаю узнать предметы по первым звукам слов.
1) ёлка, жук (ёж)
2) замок, арбуз, яблоко, цыпленок (заяц)
Воспитатель: ребята, а вы помните, как мы с вами придумывали сказку, про то, как ежик зайца выручил?
Воспитатель: вспомните, какой был в сказке ежик?
Дети: он был смелый
Воспитатель: подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.
Дети: отважный храбрый мужественный, сильный…
Воспитатель: скажите, а каким был заяц?
Дети: он был трусливый
Подберите слова близкие по смыслу к слову трусливый
Дети: пугливый, боязливый, осторожный…
Воспитатель: Ребята, скажите мне, что вы знаете о «синквейне»?
Ответы детей: это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое выглядит в форме ёлочки.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что означает каждая строка.
Дети: на первой строке - название предмета. На второй - два слова-признака этого предмета, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?». На третьей - три слова-действия, отвечающие на вопросы «Что делает?», «Что делал?», На четвертой - предложение с данным словом и на пятой строке делаем вывод или обобщение».
Воспитатель: я предлагаю разделиться на две команды и составить «синквейн» о ежике и зайце.
Дети составляют синквейны
Воспитатель: Какие интересные синквейны вы составили!
Ребята, когда я была в другом детском саду, я записала, что говорили дети.
Послушайте эти предложения и скажите, что в них не так.
1. Это я проснул сестренку.
Воспитатель: Как надо сказать правильно?
2. Мамочка, я тебя громко, громко люблю.
Воспитатель: Как надо сказать правильно?
3. Папа, иди тихо.
Воспитатель: Как надо сказать правильно?
Воспитатель: Вот видите, когда говорим слово, не подходящее по смыслу, получается неправильно и смешно.
Итог:
Воспитатель: ребята, чем мы сегодня говорили?
Ответы детей
Воспитатель: для чего это нам нужно?
Ответы детей
К какому выводу пришли?
Дети: предметы бывают разной величины, формы, цвета, сделаны из разного материала,их можно сравнивать, они имеют свое название
Все эти знания необходимы нам в различных жизненных ситуациях.