Cнежана Хертек
НОД по развитию речи «Как солнышко весне помогало»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе.
Учить составлять рассказы по опорным картинкам.
Обогащать словарный запас.
Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты).
Показать элементы здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми.
Материал. Конверт с письмом. Карточки с изображением лампочки, костра, солнца; характерных признаков весны; перелётных птиц; диких животных. Плоскостное изображение берёзы с распускающимися листьями. Круг из жёлтой бумаги с прикреплёнными к нему одним концом жёлтыми лентами. Вырезанные из жёлтой бумаги солнышки. Аудиозапись «Ручей» и «Голоса птиц».
Публикация «НОД по развитию речи „Как солнышко весне помогало“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
Ход :
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
-Здравствуйте!
Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Детям старшей группы». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот беда: убрала конверт, а куда — не помню.
Помогите мне его найти! (дети находят на одной из полок конверт.)
Ещё на конверте написано: «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась?
Дети: Да. Давайте прочитаем! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает письмо).
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца — Зима, три месяца — Весна, три месяца — Лето и три месяца — Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце)
Действительно, солнце — самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?
Игра «Сравни и назови».
Солнце жёлтое, как (одуванчик).
Солнце круглое, как (мячик).
Солнце ласковое, как (бабушка).
Солнце румяное, как (блинчик).
Сказка закончилась? (нет). Как же солнце помогало Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Давайте прислушаемся. Может, звуки нам помогут? (аудиозапись «Ручей»).Что вы услышали? (Шум, журчанье ручья.) Верно. Посмотрите, а в конверте есть ещё карточки. (Карточки с изображением ранней весны).
Давайте продолжим, а карточки нам помогут.
-Ребята, отгадайте загадку:
Приходит с добром
Веет теплом
Светом солнечным красна,
А зовут ее (весна)
-Да, ребята вот и наступила весна. А почему говорят «весна-красна?»
-Так в народе называли весну, потому что весна очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.
Ребята, нашей Веснянке очень хочется узнать, какие признаки весны мы с вами знаем? Что происходит с природой весной?
Как вы думаете, какая самая главная примета весны? С чего начинается весна? (Самая главная примета весны - это солнышко. Без него весна не начинается. Весной солнце поднимается выше, очень ярко светит, и греет сильно жарче. Небо стало голубым. Тает снег, чернеет. С крыш капает капель, тает сосульки. Бегут ручьи. Весной день становится длиннее, а ночи короткие.
-Ребята, как вы думаете. Почему тает снег, лед, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать)
А какие весенние месяцы вы знаете?
А сейчас какой месяц идет, ребята?
-Ребята, как в народе называли месяц март? (март капельник)
-Почему? (снег тает, с крыш тают сосульки)
-А как называли апрель? (Апрель-водолей)
-Почему? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются)
-Как называли май? (Май – цветень)
(В мае расцветают деревья и кустарники, распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы)
Воспитатель:А что же было дальше? (Выставляется карточка с изображением ветки с лопнувшими почками.)
Вода напоила землю, на деревьях появились почки, в конце месяца апреля набухают почки появиться первые листочки.
Воспитатель: Появились первые цветы, начала зеленеть трава.
Воспитатель: У нас под берёзкой тоже выросли цветы. (карточки ставятся под берёзу). Назовите их. (Подснежник, мать-и-мачеха, ландыш). Молодцы!
Воспитатель: Появились насекомые. Какие?
Дети: Бабочки, муравьи, комары.
Воспитатель: Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые?
Дети: Птицы.
Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. Аудиозапись "Голоса птиц"
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: Голоса птиц
Воспитатель: Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются?
Дети: Перелётные.
Игра «Хорошо-Плохо»
Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?
(У нас холодно, а на юге тепло. Голодно, а на юге насекомые круглый год.)
Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги)
Физминутка про птиц
Воспитатель: Посмотрите на нашей берёзке сидят птицы.
(картинки с изображением перелётных птиц прикрепляются к берёзе)
Каких перелётных птиц вы знаете? Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (проверяют старые гнезда, строят новые)
Воспитатель: Ой, посмотрите, под берёзой заяц! (Карточка под берёзой заяц после линьки).
(Карточки с изображением других животных) Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны? (животные
линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий, редкий. Некоторые меняют окраску: заяц, лиса и белка стали серыми. А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны? (Начинают цвести)
Ну, вот и разложили все карточки по порядку.
А сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце Весне помогало».
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, наш волшебник превратил наши карточки в картину. Только не знаю, что в ней не хватает, как ее можно назвать? (Дети рассматривают картину)
-Давайте, дружно превратим картину в весну. Для этого нам понадобятся фигурки. Подумайте, кто что хочет добавить. (Дети добавляют к картине фигурки)
Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.
Дети: Наступила весна. Солнце ярко светит, сильно греет. Тает снег, чернеет. С крыш капают капли, тают сосульки. Бегут веселые ручейки. На деревьях появились почки. В конце месяца апреля, почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинках распускаются первые весенние цветы. Начинает зеленеть травка. Появляется первая зелёная травка. С юга возвращаются перелётные птицы. Они проверяют старые гнёзда и строят новые. Звери линяют, меняется и цвет меха.
Воспитатель: - Какая красивая картина у нас получилось. Как мы ее назовем? (Встреча весны, «Весна»)
Воспитатель: Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее)
Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок.
Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу. (Дети произносят по предложению (Я люблю весну за веселую, звонкую капель.) и вытягивают ленты.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце)
А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. (Вынимаю из конверта бумажные солнышки) К письму были приложены маленькие солнышки)Это добрый волшебник благодарит вас за то, сто вы помогли Весне победить холод.