Галина Прилепская
НОД по развитию речи детей средней логопедической группы «Знакомим детей с малыми фольклорными формами»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель средней логопедической группы «Незабудка» МДОУ Детский сад комбинированного вида № 156 г. Саратов
Прилепская Галина Александровна
Конспект НОД по развитию речи детей средней логопедической группы
«Знакомим детей с малыми фольклорными формами»
Программное содержание:
Публикация «НОД по развитию речи детей средней логопедической группы „Знакомим детей с малыми фольклорными формами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным формам : песенкам, потешкам, загадкам, скороговоркам, считалочкам, поговоркам и т. д. ;
- объяснить назначение потешек, песенок, считалок, загадок;
- развивать у детей умение отгадывать загадки, построенных на описании;
- познакомить детей с чистоговорками;
- формировать у детей выразительность, точность речи;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Материал:
юбка, платок (русская народная одежда); сундучок, игрушки: петушок, зайчик, мышка.
Методы, используемые на занятии:
беседа, игра, художественное слово, практический - метод упражнения.
Методические приемы:
словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные; игровые приемы – сюрпризный момент.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!
Принимаем мы гостей со всех волостей!
Извольте в горенку нашу войти,
В горенку войти да на лавочку сесть!
Рады мы гостей встречать!
Чувствуйте себя, как дома.
Нам на радость погостите
Столько, сколько захотите.
Ну а вы, детишки, девчонки да мальчишки
Давайте все похлопаем и ножками потопаем.
Друг другу улыбнемся
И наше занятие начнется.
Приготовим ушки, чтобы лучше слушать,
Приготовим глазки – не пропустим сказки.
Учимся внимательно прилежно и старательно.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об устном народном творчестве, о фольклоре. Ребята, а знаете ли вы, что такое потешки? (Ответы детей. Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки - потешки. И тогда, когда умывали, купали, причесывали, когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская своих детей. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся или поются они ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки.
Петя, Петя – петушок
Золотой гребешок,
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь?
Деткам спать не даешь?
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Люли – люли – люленьки
Прилетели гуленьки
Стали гули говорить,
Чем нам деточку кормить.
Один скажет: «Кашкою»,
Другой – «Простоквашкою»
Третий скажет: «Молочком
И румяным пирожком».
Какие ласковые слова вы услышали? (ответы детей).
А какие потешки знаете вы? (ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, послушайте еще одну потешку
У Алёнки в гостях
Два цыплёнка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курица в серёжках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В тёплом полушубке.
А вы любите ходить в гости?
Тогда давайте прямо сейчас отправимся с вами в гости к бабушке.
Проводится физминутка «Едем к бабушке на оладушки»
Топ-топ! – На конях.
Скрип-скрип! – на санях.
Едем к бабушке
На оладушки.
Прыг-скок! Прыг-скок!
Среди улицы сугроб.
Вправо съехали –
Не проехали!
Влево кинулись –
Опрокинулись!
Ладно, бабушка пришла,
До крылечка довела
Пока дети произносят слова, воспитатель «превращается» в бабушку - (накидывает платок, надевает юбку).
Бабушка:
Здравствуйте, гости-дорогие!
Заходите, проходите,
На мое житье - бытье поглядите!
У меня в избе весело живут:
Потешки сказывают да песенки поют!
Слушание аудиозаписи русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я…»
Бабушка: Понравилась вам песня? Народные песни связаны с различными сторонами жизни людей. Они сопровождали отдых и труд русского народа, традиции и обряды.
А сейчас я хочу познакомить вас со своими друзьями. А кто это угадайте сами. Я загадаю вам загадки. Кстати, что такое загадка, вы знаете?
(ответы детей).
Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. И она тоже относится к малым фольклорным формам. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. Ну что? Отгадаете мои загадки? Тогда слушайте:
Шубка — иголки.
Свернётся он — колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это?
Дети: Еж.
Бабушка: Как вы догадались? Что есть у ежа, о чем говорилось в загадке?
Ответы детей. Достает из сундучка ежика.
Бабушка: Слушайте следующую загадку:
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт.
Дети: Белка.
Бабушка: Правильно. А сейчас как вы догадались?
Ответы детей. Достает белку.
Послушайте еще одну загадку:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку
Дети: Заяц.
Бабушка: Молодцы! И эту загадку отгадали.
А вы знаете загадки? (дети загадывают загадки).
Бабушка: Только вот чем бы вас угостить? А давайте – ка сейчас вместе с вами мы испечем пироги.
Проводится игра с сенсорными (тактильными мешочками)
Месим, месим тесто,
А оно не с места.
Замесили на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.
Лепим, лепим пирожки.
Замесили из муки.
Бабушка: Вот какие вы молодцы, а теперь присаживайтесь, будем пить чай.
Игровое упражнение на формирование воздушной струи «Подуй на чай».
Бабушка: Молодцы. А теперь послушайте еще веселый стишок:
Ма – ма – ма на дворе зима.
Ми – ми – ми санки ты возьми.
Ки – ки – ки поиграем мы в снежки.
Ок – ок – ок ледяной каток
Ду – ду – ду мы катаемся по льду
Ой – ой – ой – хорошо зимой.
Понравился вам такой стишок? Это чистоговорки — малый жанр фольклора; народно - поэтическая шутка. Чистоговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения. Давайте потренируем наши язычки и произнесем ее вместе со мной.
Бабушка: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня вспомнили, что такое потешки, загадки. Познакомились с чистоговорками. Все вы были молодцами, ну а я хочу подарить вам небольшие подарки и сказать до свидания, до следующей встречи. (бабушка дарит детям и переодевается в воспитателя).
Воспитатель: Садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад (цокая дети «скачут» и садятся на места).
Итог занятия:
- Дети, к кому мы с вами ездили в гости?
- С какими малыми фольклорными формами мы познакомились?
- Вам занятие понравилось? Наше занятие окончено.