Татьяна Эдигер
НОД по познавательному развитию в средней группе «Свойства разных материалов»
▼ Скачать
Тема: Свойства разных материалов.
Задачи:
1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла, дерева и других материалов.
2. Продолжать развивать логическое мышление – умение сравнивать, рассуждать, анализировать полученные результаты.
3. Активизировать словарь: гладкий, шероховатый, хрупкий, прочный, твердый, мягкий, тяжелый, легкий.
Публикация «НОД по познавательному развитию в средней группе „Свойства разных материалов“» размещена в разделах
4. Учить сравнивать различные предметы по материалам, правильно употребляя прилагательные в роде и числе.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам.
Оборудование: сундучок, гвоздь, карандаш, палочки и болтики по количеству детей, контейнер с водой, деревянный брусок, металлическая пластинка, стекло, пластик, ткань, предметы из стекла, пластмассы, дерева, металла, ткани.
Ход занятия:
Сюрпризный момент- на столе стоит закрытый сундучок, в нем гвоздь и карандаш.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок у меня есть. Хотите узнать, что в нем? (ответы детей)
Воспитатель:
Тогда отгадайте загадки.
Загадки:
1. Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь все, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это? (карандаш).
2. Сделан весь я из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне все стук, да стук. (гвоздь)
Воспитатель:
А вот и наши друзья – гвоздь и карандаш (достаю из коробки).
- Ребята, они похожи друг на друга? ( ответы детей: длинные, тонкие, острые)
Гвоздь и карандаш давние друзья, но великие спорщики. Каждый из них уверен, что он важнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают много нужных человеку предметов. А гвоздь говорит, что из металла гораздо больше. Кто прав? (ответы детей)
Воспитатель:
Чтобы разрешить их спор, давайте подумаем, какие предметы из дерева вы знаете? ( ответы детей: мебель, игрушки, посуду, карандаши, дома, бумагу)
Воспитатель:
А из металла? ( ответы детей: машины, посуду, инструменты, бытовую технику)
Воспитатель:
Выходит, что и гвоздь, и карандаш правы.
Ребята, пройдите к вашим столам, посмотрите, что лежит в корзинках (палочка и шуруп).
Возьмите в руки по палочке и шурупу. Какие они на ощупь? (палочка теплая, шуруп холодный).
Давайте попробуем сломать палочку и шуруп. (шуруп прочный, палочка хрупкая)
Теперь бросим в воду палочку и шуруп. (палочка плавает, шуруп утонул).
Что же мы можем сказать про дерево и металл? ( ответы детей: дерево теплое, металл холодный, металл более прочный, дерево легче, чем металл).
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним, как из дерева появляется бумага и заодно разомнем наши пальчики.
Бумага (пальчиковая гимнастика)
Лесорубы дерево спилили, («пилящие» движения по одной и по второй ладони)
На станке на части разделили, («рубящие» движения по одной и по второй ладони)
Чурбачки на щепки порубили, (ладони друг о друга «отряхиваем»)
И в растворе долго их варили. (круговые движения кулачком одной руки по ладони другой и наоборот)
А потом всю жидкость отжимают, (сжимаем и разжимаем кисти рук)
Валиком утюжат, (кулачком одной руки проглаживать по ладони другой и наоборот)
сушат, (встряхнуть ладони)
гладят. (погладить ладони друг о друга)
Так выходит («плывет кораблик») чистый лист бумаги (показать раскрытые ладони)
Для журнала, книги и тетради. (сжимать и разжимать пальцы 3 раза)
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, чтобы помочь сохранить побольше деревьев, что люди могут сделать? (ответы детей про макулатуру)
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:
Ребята, а ведь предметы бывают не только деревянные и металлические.
Из каких еще материалов могут быть сделаны предметы? (ответы детей. Показ материалов воспитателем : бумага, ткань, пластмасса, стекло).
Давайте поиграем в игру «Что из чего» (с показом предметов из разных материалов).
Дети называют предмет и говорят из чего сделан (стакан из стекла – стеклянный,
кружка из стекла- стеклянная, кубик из пластмассы – пластмассовый, машинка из пластмассы – пластмассовая и т. д.)
Воспитатель:
Вокруг нас много разных предметов и каждый сделан из определенного материала : что-то хрупкое, что-то покрепче. Вот и в нашей группе есть разные предметы. Посмотрите и скажите из каких материалов в нашей группе сделаны предметы (ответы детей про мебель, игрушки, окна, зеркала, одежду).
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, все эти предметы из природного или рукотворного мира? (ответы детей)
Почему рукотворного? (ответы детей)
Чтобы они долго служили людям, как нужно к ним относиться? (ответы детей)
Правильно, ребята, чтобы эти предметы долго служили людям, нужно относиться к ним бережно.
Скажите, пожалуйста, ребята, что вам больше всего понравилось делать?
Возникли у вас с чем-то трудности или все было легко?
Спасибо вам за внимание.