Татьяна Анатольевна Демина
Конспект НОД по познавательному развитию «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• формировать у дошкольников познавательный интерес к космосу, расширять представления о космосе.
Задачи:
образовательные
• закрепить знания детей о первом человеке, полетевшим в космос-Ю. А. Гагарине.
• познакомить детей с авиаконструктором С, П Королевым.
- расширить представления детей о том, как готовят космонавтов к полету.
-познакомить детей с наукой о звездах, планетах-Астрономией.
развивающие
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Космическое путешествие“» размещена в разделах
• Развивать память, внимание, стремление узнать новое.
Воспитательные
-воспитывать уважительное отношение к взрослым и сверстникам: внимательно слушать, не перебивать говорящего.
Формы работы:
• фронтальная; индивидуальная.
Оборудование:
• компьютер, экран;
• проектор; презентация о космосе;
• плакат «звездное небо»
• клей; цветная бумага, салфетки.
Словарная работа:
• вселенная; астрономия; космос, космонавт; ракета; невесомость, планета,
Методы
• наглядный:
• словесный;
• практический;
Ход занятия
I Орг. момент
1. Вступительное слово.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Согласны? (ответы детей). Отправляемся в путешествие.
(слайд 2)
У каждого из нас есть свой родной дом, родной город. Это наша маленькая родина.
Нашей общей большой Родиной является страна Россия, которая расположена на планете ЗЕМЛЯ. (слайд 3)
- Где живёт планета Земля? во Вселенной, в космосе.
- Кто её соседи? (Другие планеты) назвать несколько из них. (слайд 4)
На эти и многие другие вопросы отвечает древняя наука АСТРОНОМИЯ.
АСТРОНОМИЯ - наука о Вселенной: планетах, звёздах.
КОСМОС или ВСЕЛЕННАЯ - это весь окружающий мир. Свою страну мы можем облететь на самолёте, объехать на машине, обойти пешком. Вселенную же невозможно, ни обойти, ни облететь - такая она огромная!
Загадочный мир звёзд и планет уже давно притягивал внимание людей. Человек, который смог создать первый космический корабльс командой ученых –авиаконструктор Сергей Павлович Королев (слайд5)
. Прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных.
Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом наступила очередь собак. 3 ноября 1959 года ракета умчалась в космос с собакой Лайкой на борту.
Вслед за Лайкой полетели и другие собаки: Белка и Стрелка. (слайд 6, Чернушка и Звездочёт, Пчёлка и Мушка.
Собак учили не бояться тряски и шума. Переносить жару и холод. По сигналу лампочки начинать есть и ещё многому.
Все они возвратились на Землю. Такие опыты были необходимы для того, чтобы открыть дорогу в космос человеку. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
- Ребята, кто был первым космонавтом?
- Юрий Алексеевич Гагарин.
Правильно. 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» был запущен с космодрома Байконур, с первым космонавтом Земли - Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. (слайд 7 (слайд 8).
1 ч. 48 минут длился первый полёт человека в космосе, за это время ракета облетела весь земной шар и благополучно вернулась на Землю.
Мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на Землю.
Юрий Гагарин проложил другим людям дорогу в космос. Уже многие космонавты побывали в космосе, выполняя различные задания, выходили в открытый космос, побывали на луне, установили множество спутников. (слайд 9)
Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников Земли. (слайд 10)
- Зачем они нужны?
Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом.
Кружась вокруг Земли, спутник с помощью телекамер наблюдает за нашей планетой. Свои наблюдения спутник передаёт на Землю. Люди создали искусственные спутники для того, чтобы они помогали изучать Землю, Солнце, планеты, звёзды, разгадывать тайны природы.
Юрий Гагарин был далеко от Земли - в космосе. Только там он узнал, что такое невесомость. Это странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле. Словно рыбы в аквариуме. (слайд 11)
Поэтому в полете космонавты не могут поесть или попить как на Земле. Еда для космонавтов необычная. Она упакована в тюбики, как зубная паста.
В таких тюбиках её удобно кушать. Если вода вдруг выливается из ёмкости в космическом корабле, то она превращается в шарик. Вот такие чудеса происходят в космосе.
- Вы, ребята, хотели бы стать космонавтом?
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? Ответы детей
(Здоровым, сильным, умным, трудолюбивым, смелым, сильным, выносливым, упорным.)
- Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле. Чтобы потом справиться с подобными нагрузками в космосе.
- Представьте, что, если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом?
- А вот ещё одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристёгивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.
- И вот ещё : когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадёшь.
Все испытания очень серьёзные, но все космонавты справляются с ними легко.
Как вы думаете, почему?
(Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.
Физ. минутка.
И мы с вами сейчас тоже отдохнем и разомнемся.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (встают.)
Улетаем на ракете,
улетаем мы к планете.
На какую захотим, на такую полетим.
На носки приподнимитесь,
А потом все руки вниз.
Раз, два, три, четыре – (Руки тянут вверх)
Вот летит ракета в высь)
Д/игра «Разрезные картинки».
(На оборотную сторону картинки (ракета, спутник, космонавт, луноход) наклеивается лист цветной бумаги, тогда у каждой картинки «рубашка» получается своего цвета. Затем картинки разрезаются на фрагменты.
Необходимо собрать картинку.
Разделить детей на 3-4 команды, чтобы было удобнее собирать.
Молодцы, все справились с заданием.
Аппликация «Ракета».
-Дети, мы сейчас с вами «построим» свою ракету, выполним аппликацию «ракета».
(У детей детали ракеты, из них нужно собрать и склеить ракету по образцу)
Также 3-4 подгруппы детей выполняют аппликацию. И готовые ракеты приклеить на общий большой лист, где изображено звездное небо, планеты.
-Молодцы, ребята! Вот и у нас теперь есть своя картина, которая изображает космос.
А сейчас мы с вами, дети,
Возвращаемся домой (встают.)
На носки приподнимитесь,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
(Руки тянут вверх)
- Пять, четыре, три, два, один!
(Хлопают в ладоши)
Полёт окончен!
Мы вернулись на Землю.
Мы живём на самой замечательной планете - Земля. (слайд 12)
Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.
- Ребята, что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету?
(Ответы детей)
Ребенок. Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
III Итог.
- Ребята понравилось вам наше космическое путешествие?
- Кто запомнил, какие животные летали в космос?
- Кто был первым космонавтом?
-Кто создал космический корабль?
-Как называется наука, которая изучает космос?
-Для чего нужны спутники?
- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились!
- До свидания, ребята!