Светлана Гришина
НОД по познавательному развитию детей «Измерение массы» в подготовительной группе по программе «Игралочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия: открытие нового знания.
Ход ЗАНЯТИЯ
«Мы все вместе встали в круг
"Ты- мой друг и я-твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
1. Введение в ситуацию.
Ребята, ходили ли вы когда-либо за грибами?
Знаете ли вы, как правильно собирать грибы?
Известно ли вам, какие грибы можно употреблять в пищу, а какие — нет?
Воспитатель рассказывает, что в одном лесу жили два друга — заяц и еж, которые были заядлыми грибниками. Сегодня зверушки нашли по одному грибу и тут же начали спорить, чей гриб тяжелее.
Публикация «НОД по познавательному развитию детей „Измерение массы“ в подготовительной группе по программе „Игралочка“» размещена в разделах
Хотите научить зверей спорить правильно, т. е. делать так, чтобы сразу становилось понятно, кто прав?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Грибы».
Дидактические задачи:
1) актуализировать способ сравнения предметов по массе с помощью чашечных весов;
2) закрепить представление о том, что при сравнении можно пользоваться только одинаковыми мерками;
3) сформировать опыт рассуждения, формулирования простейших умозаключений, установления простейших причинно-следственных связей.
Дети садятся перед доской.
Воспитатель рассказывает, что на полянке еж (воспитатель помещает на доску изображение ежа) нашел такой гриб (воспитатель помещает на доску изображение белого, а заяц (воспитатель помещает на доску изображение зайца) — такой (воспитатель помещает рядом точно такой же гриб). Заспорили звери, чей гриб тяжелее.
— Как узнать, какой гриб тяжелее? (Надо на одну чашу весов положить один гриб, на другую — второй гриб. Если чаши будут в равновесии, то грибы имеют одинаковую массу.)
Воспитатель помещает на доску изображение чашек весов и кладет на них грибы.
— Что можно сказать о массе грибов? (Масса грибов одинакова, потому что чаши весов находятся в равновесии.)
Воспитатель рассказывает, что забрали заяц и еж свои грибы, пошли домой. А дома решили еще раз их взвесить. Еж положил на весы гриб и шишки. Воспитатель помещает на одну чашу гриб, а на другую 3 шишки.
— Чему равна масса гриба у ежика? (Она равна 3 шишкам.)
Воспитатель помещает на доску рядом с шишками карточку с числом 3.
Воспитатель помещает рядом еще 2 чаши весов и рассказывает, что заяц
на одну чашу весов положил свой гриб (помещает изображение гриба на одну чашу, на вторую — 5 желудей (помещает изображение желудей на вторую чашу).
— Чему равна масса гриба у зайца? (Она равна 5 желудям.)
Воспитатель помещает на доску рядом с желудями карточку с числом 5.
Звонит заяц-ежу и говорит, что его гриб тяжелее, потому что у него получилось число 5, а у ежа — только 3.
— Кто из них прав?
Дети рассказывают, что массу одного гриба измеряли одними мерками, массу другого — другими, а сравнивать можно, только пользуясь одинаковыми мерками.
2.2. Игра «Деление на команды».
Дидактические задачи:
1) актуализировать умение сравнивать числа на основании их расположения в числовом ряду;
2) организовать активный отдых детей.
Воспитатель собирает детей около себя и предлагает представить, что заяц и еж собрали очень много грибов и просят детей рассказать, что можно приготовить из грибов.
Воспитатель говорит, что зверушки решили засолить грибы на зиму.
— Хотите помочь зайцу и ежу в засолке грибов?
Воспитатель говорит, что для этой работы нужно разделиться на две команды так, чтобы в командах было одинаковое количество детей. Одна команда будет помогать ежу, другая — зайцу.
Дети выполняют задание самостоятельно. Если в группе четное количество детей, то воспитатель задает вопрос:
— Докажите, что ваши команды равны по количеству.
Если в группе нечетное количество детей, воспитатель задает вопрос:
— На сколько человек одна команда больше другой?
3. Затруднение в ситуации.
3.1. Игра «Запасы на зиму».
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для ознакомления с общепринятой единицей измерения массы — килограммом;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором находятся весы, а также картинка с изображением зайца (ежа) и пакет с солью. В каждом пакете 1 кг соли. Внешний вид у пакетов различный. Воспитатель рассказывает, что еж и заяц собрали одинаковое количество одинаковых грибов, поэтому и соли им тоже нужно одинаковое количество.
— Как узнать, одинаковые ли по массе пакеты с солью купили друзья? (Можно сравнить пакеты по массе, положив их на чаши весов.)
— Но еж и заяц живут далеко друг от друга, и этот способ не подходит.
Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что надо воспользоваться мерками.
— Какими должны быть мерки для того, чтобы можно было сравнивать пакеты по массе? (Одинаковыми.)
— Знаете ли вы такую мерку?
Как правило, дети не дают ответа на этот вопрос.
— Что вам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, какой меркой можно пользоваться для того, чтобы сравнивать по массе различные предметы.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1 познакомить с общепринятой единицей измерения массы — килограммом;
2 закрепить способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам, а затем проверю себя по образцу».
Как это можно узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попробовать догадаться самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.)
Кто из вас видел, как взвешивают с помощью гирь?
Воспитатель ставит на каждый стол гирю в 1 кг и рассказывает, что мерка, известная всем, называется 1 килограмм.
Воспитатель показывает детям, как взвешивать с помощью гири: на одну чашу весов надо положить гирю, на другую — пакет с солью. Если весы окажутся в равновесии, то говорят, что масса соли равна 1 кг.
Каждая команда взвешивает свой пакет.
Воспитатель задает вопрос каждой команде:
Чему равна масса соли в вашем пакете? (1 кг.)
Что можно сказать о массе соли в одном и другом пакете? (Масса соли одинакова, потому что в обоих случаях она равна 1 кг.)
4. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4(2).
Дидактические задачи:
1 уточнить представление о способе сравнения предметов по массе, пользуясь общепринятой единицей измерения — килограммом;
2 закрепить умение сравнивать числа с помощью знаков «>» или «<» на основе порядка их следования в числовом ряду.
«С помощью знаков «<» и «>» сравни по массе орехи и грибы».
Дети садятся за столы и открывают тетрадь на странице 45.
Воспитатель рассказывает, что еж помогает белке делать запасы на зиму.
— Как вы думаете, что собирал для белки еж, а что собирала сама белка? (Еж собирал грибы, а белка — орехи.)
Воспитатель предлагает детям сравнить массу грибов и орехов.
Дети рассказывают, что масса грибов больше, потому что она равна 2 кг, а масса орехов — 1 кг, и ставят нужный знак. Для проверки воспитатель пишет на доске знак «>».
5.2. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4(2).
Дидактические задачи:
1) тренировать умение пользоваться для измерения массы общепринятой единицей измерения — килограммом;
2) закрепить умение составлять и решать простейшие задачи, при вычислениях пользоваться счетными палочками.
«Найди массу зверушек. Посади всех зверушек на качели так, чтобы качели были в равновесии». Воспитатель кладет на столы счетные палочки. Воспитатель рассказывает, что когда лесные звери узнали о том, как надо пользоваться гирями для измерения массы, то все решили взвеситься.
— Какие гири уравновешивают ежа? (Гири в 1 кг и 2 кг.)
— Сколько всего килограммов весит еж, т. е. какова масса ежа?
Дети проговаривают, а затем записывают:
1 кг + 2 кг = 3 кг
— Расскажите о гирях, которые уравновешивают зайца.
— Поставьте вопрос о массе зайца.
Дети рассказывают:
«Зайца уравновешивают гири в 1 кг, 1 кг и 2 кг. Сколько всего килограммов весит заяц, т. е. какова масса зайца?»
— Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Надо сложить 1 кг, 1 кг и 2 кг.)
Дети записывают в тетрадях:
1 кг + 1 кг + 2 кг =
Воспитатель предлагает детям для получения правильного ответа воспользоваться счетными палочками.
— Сколько килограммов весит заяц? (4 кг.)
Дети записывают ответ в тетрадях. Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.
— Придумайте задачу про лисенка.
Дети говорят:
«Лисенка уравновешивают гири в 2 кг, 2 кг и 2 кг. Сколько всего килограммов весит лисенок, т. е. какова масса лисенка?»
— Решите задачу.
Дети проговаривают, а затем записывают:
2 кг + 2 кг + 2 кг =
После этого, воспользовавшись счетными палочками, получают ответ и записывают его в тетрадь. Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.
— Найдите массу медвежонка самостоятельно.
Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.
Далее воспитатель рассказывает, что звери устроили на лесной поляне качели.
— В каком случае зверушки смогут покачаться на качелях? (Если с одной и другой стороны качелей масса сидящих будет одинаковой.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на одну сторону качелей уже сел лисенок, и предлагает рядом посадить ежонка.
— Какова будет масса лисенка и ежонка вместе?
Дети производят вычисления с помощью счетных палочек и делают вывод, что их масса будет равна 9 кг.
Воспитатель делает на доске рисунок:
— Кто сядет на другую сторону качелей? (Медвежонок и зайчонок.)
— Будут ли качели в равновесии? (Нет. Потому что заяц весит больше ежа, а медведь — больше лисенка.)
Далее дети самостоятельно перебирают варианты посадки зверей на качели.
— Кого вы посадите на одну сторону качелей? (Ежа и медведя.) Дети проводят ниточки от ежа и медведя к одной стороне качелей.
— Чему равна их общая масса? (3 кг + 7 кг = 10 кг.)
Дети записывают (печатают) равенство в клетках под качелями.
— Кого вы посадите на другую сторону качелей? (Зайца и лису.) Дети проводят ниточки от зайца и лисы к другой стороне качелей.
— Чему равна их общая масса? (4 кг + 6 кг = 10 кг.)
Дети записывают (печатают) равенство в клетках под качелями. Для проверки воспитатель записывает равенства на доске. Звери благодарят детей за помощь.
6. Осмысление (итог) занятия.
Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь. Воспитатель собирает детей около себя.
— Где вы сегодня побывали?
— Кому смогли помочь?
— Какие новые знания дали вам возможность помочь зверям?