Юлия Слаутина
НОД по познавательно-речевому развитию «Загадочный космос» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о «космосе», «солнечной системе»; закрепить знания о планетах солнечной системы; формировать умение составлять описательный рассказ о детском саде, используя план-схему; развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи, память, зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность; побуждать детей включаться в совместную со взрослым деятельность; воспитывать чувство патриотизма, доброжелательность, инициативность.
Ход занятия:
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию „Загадочный космос“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Дети присаживаются на стулья.
- Ребята, а какое сейчас время года? (Весна.)
- Какой месяц? (Апрель.)
- Какое число? (А какое число)
Правильно. Какой праздник отмечает сегодня наша страна? (Ответы детей.) Верно. Сегодня наша страна отмечает «День космонавтики». Почему этот день называют днём космонавтики? (Ответы детей.)
А вы хотели бы стать космонавтами? Скажите, пожалуйста, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).
Воспитатель: Я очень люблю путешествовать. А вы? Тогда предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.
Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Космические чистоговорки:
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Кета – кета – кета – вверх летит ракета
Та – та – та – в космосе темнота
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды
Да – да – да – яркая звезда
На – на – на – круглая Луна
Неты – неты – неты – разные планеты
Чо – чо – чо – у Солнца горячо
Ун – ун – ун – голубой Нептун
Ля – ля – ля – красивая Земля
Ой – ой – ой – вернёмся мы домой.
Воспитатель: Молодцы! А теперь приготовимся к полёту.
Пальчиковая гимнастика «Ракета»
Пристегнуть ремни! соединить кулачки
Завести моторы вращательные движения руками
Соединить контакты частые касания кончиков пальцев
Приготовиться к запуску ракеты пальцы рук в «замок»
Начинаем отсчет 5, 4, 3, 2, 1 хлопки ладонями
Пуск! руки вверх
Слайд 2
Запуск космического корабля.
Слайд 3
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит наша планета в космическом пространстве.
А что такое космос? (Ответы детей.)
Слайд 4
Космос – это все пространство, где расположены планета Земля, солнце, луна, звезды и другие планеты. Космос называют Вселенной – и она не имеет границ. При этом она так же наполнена другими звездами и планетами.
С давних времён люди мечтали летать. Придумывали сказки, в которых герои летали… А кто помнит на чём летали герои сказок? (На метле, в ступе, на ковре-самолёте, в сапогах-скороходах, на воздушном шарике и т. д.)
Да, верно. Мечта человека побывать в космосе сбылась. Ребята, а кто из вас помнит, кто создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. (Ответы детей.)
Слайд 5
Правильно. Благодаря советским ученым во главе с Сергеем Павловичем Королевым мы смогли поближе познакомиться с космическим пространством.
Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос… кого? (Собак Белку и Стрелку.) Верно. Это случилось 19 августа 1960 года. Собачки благополучно вернулись на землю.
Первым космонавтом, покорившим космос 12 апреля 1961 года, был… (Ответы детей – Ю. А. Гагарин.)
Слайд 6
Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за сколько минут? (108 минут).
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: … («Поехали!»)
Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: … («Красота-то какая!»)
Слайд 7
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.
Она – одна из планет Солнечной системы.
Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг Солнца. Как вы думаете, что такое Солнце? (Самая яркая звезда, раскалённый шар, ближайшая к нам звезда.)
- Сколько планет вращается вокруг солнца? (Девять, все они разные).
Назовите, пожалуйста, их. (Ответы детей.)
А кто расскажет стихотворение Аркадия Хайта о планетах?
По порядку все планеты (автор Аркадий Хайт)
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий, два — Венера,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, за ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом,
И девятая планета под названием Плутон.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу).
- Почему Марс красный? (Красно – бурого цвета земля на Марсе, в её грунте много железа.)
- Какая планета самая большая? (Планеты-гиганты Солнечной системы — это Юпитер, Сатурн и Уран. Самый большой из них, Юпитер.) Правильно. Юпитер в 11 раз больше Земли.
- Какую планету окружает большое кольцо? (Сатурн.)
Молодцы. У Сатурна самая развитая система колец. Из чего же состоят кольца Сатурна? (Кольца Сатурна из пыли и льда.)
Физминутка «Космонавт»
В звёздном небе звёзды светят пальчики сжимаем и разжимаем
Космонавт летит в ракете ладони сомкнуты над головой
День летит, ночь летит наклоны туловища вправо - влево
И на землю вниз глядит изображаем иллюминатор
Видит сверху он поля, загибаем пальцы по одному
Горы, реки и моря,
Видит он весь шар земной, показать шар
Шар земной – наш дом родной крыша над головой
Воспитатель: Ребята, мы живем на Земле и называемся – земляне. Скажите, а если бы мы жили на Марсе, как нас называли бы? (Марсиане.)
- Меркурия… (Меркурианцы.)
- А жителей иных планет? (Инопланетяне.)
- Верно.
Появляется инопланетянин. Заходит и всё кругом разглядывает. Засматривается на гостей, детей.
Ребята, кто это? Только тихо. (Подносит указательный палец к губам.) Не забывайте, мы с вами в космосе. (Предположения детей: инопланетянин.)
Давайте с ним поздороваемся? (Дети здороваются.)
Воспитатель: (Обращается к пришельцу) Здравствуйте. Мы Земляне, а Вы кто?
Каллиопе: Меня зовут Каллиопе. Я заблудилась и не знаю, с какой я планеты.
Воспитатель: Каллиопе может Вы с планеты Земля?
Каллиопе: К сожалению, нет. На планете Земля не знают моего родного языка.
Воспитатель: Вы можете разговаривать на другом языке? Правда? Научите нас, пожалуйста.
Каллиопе: Вы и в правду хотите все научиться? Тогда повторяйте за мной:
Пти – пту – пто – пта
Кта – кти – кту
Фта – фту – фты
Сю – си – сё
Тма – тмо – тму – тмы
Кте – ктё – ктю – ктя
Воспитатель: И в самом деле, необычный язык. А как перевести то, что мы сейчас повторили за Вами?
Каллиопе: Это скороговорки. Первая:
Космонавтом стать хочу,
С другом в космос полечу!
Воспитатель: Ребята, давайте повторим. А теперь быстрее.
Дети повторяют все вместе, потом по одному (3-4 ребёнка).
Каллиопе: Вторая скороговорка:
Лунной ночью лунный кот
Песни лунные поёт.
Воспитатель: Ребята, все вместе. А теперь быстрее.
Дети повторяют все вместе, потом по одному (3-4 ребёнка).
Воспитатель: Каллиопе, а что это у Вас в руках?
Каллиопе: А это? Мои новые выученные слова. Сейчас прочитаю. Слушайте внимательно. Телесвизор, равтобус …
Игра «Найди лишний звук в слове»
Воспитатель: Не торопитесь, в Ваших словах есть ошибки. Ребята, Каллиопе, сказала телесвизор, как правильно надо сказать? (Телевизор.) Какой звук лишний? (Ответы детей.) Равтобус – как надо сказать? (Ответы детей.)
Каллиопе: Телемфон …
Воспитатель: Какой звук лишний? Как надо сказать? (Ответы детей.)
- фент …
- чайкник…
- мутюг…
- пылдесос…
Воспитатель: Какое из названных слов лишнее? (Автобус.) Почему? (Ответы детей.)
Каллиопе: Может вы мне тогда поможете с лишними словами? (Ответы детей.)
Слайд 8
Игра «Найди лишнее»
Каллиопе: Нужно найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
- планета, спутник, книга, ракета, скафандр.
Слайд 9
- космонавт, луна, комета, телефон, телескоп,
Слайд 10
- шлем танкиста, шлем космонавта, луноход, созвездие, метеорит
Каллиопе: Какие вы молодцы. А где вы всему этому научились? (Ответы детей.) В детском саду? А что это такое?
Слайд 11
Воспитатель: Ребята, чтобы ваш рассказ получился интересным, последовательным и связным, составлять вы его будете по плану:
1. Вначале вы говорите, когда идете в детский сад и с кем.
2. Потом где находится и как называется детский сад.
3. С кем встречаетесь.
4. Следующие пять картинок – что делаете: играете, занимаетесь, гуляете, едите, спите.
5. Далее, когда уходите из детского сада и нравится вам или нет ходить в детский сад.
Рассказы детей о детском саде. (4-5 детей.)
Каллиопе: Молодцы! Мне очень понравились ваши рассказы. Вы общительные, доброжелательные, умные. Но мне пора искать свою планету. Да и вам пора возвращаться в детский сад. Там вас ждёт сюрприз! До свидания!
Воспитатель: До свидания, Каллиопе. И мы были очень рады с Вами познакомиться. В космосе хорошо, а на Земле лучше!
Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 543. Приземлились!
Каллиопе говорила о сюрпризе…
А вот и сюрприз… Сладкий подарок – конфеты, которые называются «Марсианка». Значит, с какой планеты была Каллиопе? (Ответы детей.) Верно. С планеты Марс. На этом наше космическое путешествие закончилось. Вам было интересно? (Ответы детей.)
Детям раздаются конфеты.