Наталья Ветчинова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «День российской науки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с памятной датой, связанной с возникновением
науки в России, познакомить с именами основоположников российской науки; вызвать интерес к опытно-исследовательской деятельности.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Программные задачи:
- обогатить знания детей о мире открытий, расширить их кругозор;
- дать представление о том кто такие ученые, изобретатели;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „День российской науки“» размещена в разделах
- День науки
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- развивать память, логическое мышление, умение делать и формулировать выводы.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Программные задачи:
- воспитывать уважение к русским ученым и изобретателям;
- воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Программные задачи:
- пополнить и активизировать словарный запас;
- развивать связную речь у детей;
- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
Словарная работа: «академик», «ученый», «изобретатель», «изобретение»,«лаборант».
Оборудование.
Слайд с изображением здания Российской Академии наук.
Слайды с портретами: Петра Великого, М. В. Ломоносова, А. С. Попова, И. С. Павлова, К. Э. Циолковского, С. П. Королева.
Слайды с картинками: электрочайник, бумага, телефон, утюг.
Слайды с картинками: стрекоза, одуванчик, плавники рыбы, крылья птицы.
Шапочки, лупы, одноразовые стаканы, тарелки, ложки, баночки с солью.
Предварительная работа:
1. Знакомство с лупой;
2. Беседа об ученых, изобретателях.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня 8 февраля! Российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник. Об этом празднике мы сегодня будем говорить.
А началось все с того, что много-много лет назад, когда нашей страной управлял не президент, а царь по имени Петр, по прозвищу Великий.
Своим царским указом царь Петр основал Академию наук и художеств. Эта Академия существует и в наше время и называется Российской Академией наук. (слайд)
Как вы думаете, кто работает в этом здании? (Ответы детей)
В этом здании работают академики. А кто это (Ответы детей)
Это ученые, люди, которые занимаются наукой. Это люди, которые постоянно стремятся к знаниям, занимаются научными исследованиями, делают открытия.
Наука охватывает все сферы жизни на земле. Ее значимость нельзя переоценить. Благодаря науке жизнь человека изменилась. Стала комфортнее, безопаснее. В здании Академии наук ученые получают новые знания о космосе, природе, земле, мире.
Когда Академия наук только появилась, царь Петр Великий приглашал ученых других стран в Россию, чтобы они помогали строить здания, корабли. Для этого нужны были физики, математики, архитекторы.
Первым российским ученым, о котором узнал весь мир, стал академик Михаил Васильевич Ломоносов. (слайд)
Ломоносов сделал много открытий в химии, физике, астрономии, геологии.
Другой российский ученый Александр Степанович Попов русский создатель радио. (слайд)
Великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский изобретатель, основоположник космонавтики (слайд)
Ученый Иван Петрович Павлов сделал много открытий в области медицины. (слайд)
Сергей Павлович Королев ученый, инженер-конструктор ракетно-космических систем.
Каждый день мы видим вокруг себя вещи, к которым привыкли и даже не задумываемся, сколько труда и усилий было приложено, чтобы их придумать.
Слайды: телефон, утюг, электрочайник, бумага.
Как вы думаете, как они появились? Ведь все это появилось благодаря человеку, которому в голову пришла идея, и он успешно ее реализовал. И такой необычный человек называется изобретателем.
Как называется человек, который придумывает разные полезные вещи? (ответы детей: такой человек называется изобретатель).
Как птицы и растения, с тобою там и тут
живут изобретения, открытия живут.
Не то чтоб скучно, серо, без них иначе б жил.
И днем бы на охоту ты безоружным брел,
Копье ведь тоже кто-то когда-то изобрел.
Игла, горшок и парус, да что там ни возьми,
Компьютер и гитара – придуманы людьми!
Стул, двери, ложка, вилка, ракета и кино,
Гамак, сенокосилка, автобус и окно.
Пусть чуда нет теперь в них, но мир не позабыл.
Людей, тех самых, первых, кто чудо сотворил.
Про кого это стихотворение? Это стихотворение про изобретателей.
Давным-давно человек был очень близок к природе и очень много наблюдал. И однажды человек догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей. Предметы, придуманные и сделанные изобретателями, называются изобретения.
Сейчас перед вами появятся картинки с изображениями предметов, а вы попробуйте догадаться, что могли придумать изобретатели, рассматривая эти предметы. (слайды: стрекоза, плавник рыбы, одуванчик, птица)
Физкультминутка.
А сейчас мы с вами ненадолго станем настоящими учеными, хотите? И отправимся с вами в настоящую лабораторию. Мы проведем с вами научные опыты.
Чтоб природе другом стать, тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, научиться наблюдать Будем вместе развивать качество – внимательность, А поможет все узнать наша наблюдательность.
Надевайте на голову скорей эти шапочки. Мы проходим в лабораторию, вы будете лаборантами, а я буду вашим руководителем.
Ребята, послушайте загадку.
– Без нее, ребята, повар просто как без рук.
– И становится вся пища несъедобной вдруг.
– Если в ранку попадет – испытаешь боль.
– Вы, конечно, догадались, ну, конечно, это (соль).
Прежде чем начать наши исследования давайте вспомним правила проведения опытов при работе с солью.
Не трогать руками глаза
Соблюдать тишину
Не толкать соседа во время работы
Сначала посмотри, потом повтори
Опыт №1. Из чего состоит соль.
Перед вами баночки с солью. Аккуратно откройте их и насыпьте в тарелочки по 2 ложки соли. Давайте мы ее рассмотрим. Что мы можем сказать о ее внешнем виде? Ответы детей (соль белая, похожа на порошок, без запаха)
Да. Соль белая, похожа на порошок, не имеет запаха. А давайте рассмотрим соль через увеличительное стекло. Что мы видим? Ответы детей (соль состоит из кристаллов).
Подуйте осторожно через трубочку. Что происходит? Ответы детей (соль рассыпается)
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета и не имеет запаха.
Опыт № 2. «Соль хрустит» Надавите сухой ложкой на соль. Что вы услышали? Ответы детей (мы услышали хруст, звук, похожий при ходьбе по снегу в морозный день)
Вывод: соль, как и снег состоит из кристаллов, поэтому при надавливании на соль ложкой ее кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №3. «Соль поглощает воду»
Насыпьте в стакан 1 ложку соли и налейте 1 ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? Ответы детей (вода впиталась)
Значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте ложкой. Что произошло с солью? Ответы детей (соль растворилась в воде)
Опыт №4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее чем в холодной»
У меня в руках два стакана с водой. Осторожно потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? Ответы детей (в одном стакане вода теплая, а в другом холодная)
А теперь смотрите, что я буду делать дальше. В каждый стакан я насыпаю по 2 ложки соли, перемешиваю. Что же получается? Ответы детей (в одном стакане соль растворилась лучше, а в другом хуже) В каком стакане соль растворилась лучше, а в каком хуже? Ответы детей (в теплой воде соль растворилась быстрее,чем в холодной)
Молодцы! Вы очень внимательные. Какой вывод мы сделаем по окончании всех наших опытов?
Соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из кристаллов.
Соль состоит из кристаллов и поэтому при надавливании на нее ложкой, кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Соль поглощает воду.
Соль растворяется в воде.
В теплой воде соль растворяется быстрее, чем в холодной.
Опыт с солью завершен. Что теперь необходимо сделать? Ответы детей (убрать рабочее место).
Всем спасибо за работу, все свободны.