Юлия Сантаева
НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-Лимон»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательно-исследовательской деятельности
НОД по познавательно-исследовательской деятельности
«Чудо-ЛИМОН»
МБДОУ №52 «Белочка» г. Якутска
Воспитатель: Сантаева Юлия Станиславовна
Образовательная область: «Познавательное развитие»: Познавательно-исследовательская деятельность, Формирование целостной культуры мира.
Предварительная работа: Беседа о цитрусовых (лимон, апельсин, грейпфрут, беседа об углекислом газе, закрепление правил поведения в лаборатории.
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Чудо-Лимон“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Дидактическое обеспечение: Презентация о лимоне. Скатерть, корзинка, матерчатые салфетки, фартуки, салфетки, емкости для экспериментов, ложки, стеклянную бутылку с узким горлышком, шарик, соль, фломастер, йод, ватный диск, ватная палочка, воронка, изолента, лимоны 5-6 штук, два стакана с чаем, сода, уксус.
Используемая литература: «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ». Тематические дни/ Автор-составитель Л. А. Королева- СПб. : «Издательство «Детство-Пресс», 2015.- (Методический комплект программы «Детство»)
Цель:
Образовательная:
- познакомить детей свойствами и качествами лимона;
- учить проводить опыты используя лимон и лимонную кислоту;
-учить делать выводы и умозаключения;
- закрепление счета до 6;
Развивающая:
- активизация познавательной деятельности;
- развитие любознательности, наблюдательности, мыслительной деятельности;
- осознания причинно-наследственных связей;
Воспитательная:
- воспитывать у детей культуру поведения на занятиях;
- закреплять правила поведения в детских лабораториях;
Словарная работа: Активизация словаря детей, знакомство с новыми словами – «взаимодействие, реакция, лимонная кислота, углекислый газ»
Ход занятия:
Вводная часть: Дети сидят полукругом, в центре стоит стол покрытый скатертью. На столе корзинка с лимонами покрытая салфеткой.
Восп:
- Ребята, я вам сегодня приготовила много сюрпризов! И первый сюрприз лежит в этой корзинке. Чтобы узнать что там, вам надо отгадать мою загадку:
Этот фрукт, ну очень кислый,
Глаз прищурив, зубки стиснув,
Проглотить хотим скорее,
Но зато с ним чай вкуснее.
Ну а если заболели,
То проверим мы на деле,
Слопав дольку непременно,
Мы поправимся мгновенно.
Витаминка в нем живет,
Буквой "Ц" себя зовет.
Как зовут же этот фрукт?
Отгадай - ка, милый друг.
Без сомненья назовем,
Это желтенький. (ЛИМОН)
Ответы детей. Воспитатель снимает салфетку и всем показывает лимоны.
Основная часть:
Восп:
- А кто знает, где растут лимоны? (Ответы детей)
Родина лимона Индия, Китай.
Растут лимоны на небольших, высотой 3—7 м вечнозеленых деревьях семейства цитрусовых с колючими ветками. Возраст деревьев может достигать 45 лет. (слайд №1)
Но лимон можно вырастить и дома! Лимонные деревца — прекрасные комнатные декоративные растения. Они быстро растут, цветут и плодоносят круглый год. (слайд №2)
Лимон – это фрукт длиной от шести до девяти сантиметров, желтого цвета, овальной формы. Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. (фото лимона разрезанного поперек (слайд №3).
Восп: - Посмотрите, внутри лимона есть дольки. Давайте сосчитаем сколько долек у лимона (счет). Сколько долек в лимоне?
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто быстрее соберет дольки лимона!»
(Воспитатель выбирает по два ребенка, на столе лежат дольки, кто быстрее соберет. Игра проводится 2-3 раза)
- Лимоны очень кислые на вкус, так как в них содержится лимонная кислота.
Лимонная кислота – это кристаллическое вещество белого цвета, хорошо растворяется в воде. Лимонная кислота имеет много полезных свойств и поэтому используется во многих областях жизнедеятельности человека.
Главным качеством лимона является его полезность. В нем очень много витаминов. Надо есть лимоны, чтобы оставаться здоровым и никогда не болеть! Например, когда болит горло, то надо прополоскать его разбавленным лимонным соком. Лимон убьет все бактерии.
- Я еще узнала, что с помощью лимона или лимонной кислоты проводят очень интересные опыты. И сегодня вам покажу фокусы с Чудо – лимонам в нашей лаборатории. Побудем немного волшебниками!
Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории:
- Не баловаться;
- Внимательно слушать;
- Работать по инструкции;
- После каждого опыта делать выводы;
- Быть аккуратными с материалом для экспериментов;
- Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому одеваем фартуки.
Итак, начнем с простого фокуса №1 «Чай с лимоном»
1. В большой чашке делаем теплый чай и разливаем в два стакана (показываем, что изначально чай полностью одинаков).
Самостоятельно или с ребенком выдавливаем лимонный сок в один из стаканов, либо добавляем заранее приготовленный сок (следим, чтобы не сок не брызнул в глаза).
- Ребята, что произошло с чаем? (отв. детей)
Чай с добавленным лимонным соком стал светлее.
Вывод: Лимонная кислота выбеливает цвета, в кислоте чай светлеет.
Фокус №2 «Тайное послание»
Для проведения опыта вам понадобятся: сок лимона, вода, ватная палочка, лист бумаги, лампа.
- Ребята, а вы знаете, что лимоном можно писать тайные послания? Я попрошу кого- нибудь, нарисовать лимонным соком что то, что никто не знает, а мы потом это «тайное послание» прочтем!
1. Выдавим сок из лимона в чашку с водой.
2. Обмакнём ватную палочку в раствор лимонного сока и напишем что-нибудь на бумаге этой палочкой. (ребенок рисует соком лимона)
- Ребята, чтобы увидеть, что нарисовано, нам надо нагреть бумагу над лампой!
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.
Вывод: При нагревании лимонный сок темнеет.
Восп: - А теперь давайте немного отдохнем!
Физминутка:
Лимончик желтые бока (руки на поясе, наклоны в стороны)
На солнышке согрел, (Руки тянем вверх, ладошки к «солнышку»)
Он теплый и живой в руках (руки перед собой ладошками вверх, корзинкой)
И очень-очень спел! (показать большой палец обеими руками)
Его нарежем мы сейчас, (имитация нарезки лимона)
Добавим сахарок — (пальцами «сыпем» сахар)
И будет лакомство для нас (гладить круговыми движениями живот)
На целый вечерок! (показать большой палец обеими руками)
-Молодцы! Продолжим! Теперь следующий фокус!
Фокус №3 «Лимон-пятновыводитель»
Для проведения опыта нам понадобится: лимонный сок, соль, ватный диск, фломастер, бумага.
- Я каждому раздам бумагу на которой нарисовано фломастером и ватный диск с йодом! Вы все знаете йод, им обрабатывают ранки, чтобы туда не попали микробы. И у вас будет лимонный сок, с помощь которого мы сделаем так, чтобы пятна от йода и фломастер исчезли!
1. На ватный диск с йодом, и на бумагу с фломастером сверху накапать сок лимона с солью.
2. Пятна на ватном диск и бумаге исчезнут.
Вывод: По результату предыдущего опыта, мы увидели, что лимон может выбеливать цвета. Значит он может помочь вывести некоторые пятна.
Восп:
- И напоследок фокус с шариком! Сейчас я с помощью пищевой соды, сока лимона и уксуса надую шарик!
Фокус №4 «Лимон надувает воздушный шар»
Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Посмотрите, что происходит! Шарик надувается!
Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
-Вам понравились, ребята, наши опыты-фокусы? Какой фокус вам больше всего понравился? (отв. детей)
Давайте подведем с вами итоги, какими же свойствами обладает ЛИМОН.
• Лимон содержит много витамина С
• Лимонный сок является пяновыводителем, высветлителем для некоторых видов пятен.
• При нагревании лимонный сок темнеет.
• При взаимодействии с содой и уксусом выделяется углекислый газ.
- Молодцы ребята! Мы сегодня очень плодотворно поработали! Узнали очень много интересного про Чудо-Лимон! Но и не забывайте про главное качество лимона - его полезность! И сегодня я хочу вас угостить дольками лимона с сахаром!
Угощение детей!