Наталья Кучерова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимние явления в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Зимние явления в природе
Воспитатель МБДОУ № 17 «Алёнушка»
Побитова Наталья Андреевна.
Тема: «Зимние явления в природе».
Интеграция: познание, коммуникация, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическое развитие.
Возраст детей: старшая группа (5 - 6 лет).
Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе. Активизировать словарный запас (метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Зимние явления в природе“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
Образовательная:
Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову.
Развивающая:
Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать навыки воображения детей.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы.
Материалы: тарелочки со снегом, формочки, салфетки.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская (экспериментирование, двигательная, коммуникативная.
Место проведения: групповая комната.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно:
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
Правильно – это времена года. А в какой стране мы с вами живем? Правильно, Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. А какое сейчас время года? Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство.
Сейчас мы с вами отправимся в зимний, сказочный лес.
Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети отправляются в лес.
Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! Послушайте, как пишут о красоте зимы русские поэты?
Показ презентации «Зимние явления в природе».
(слайд 2)
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло…
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей. (Иван Бунин)
(Слайды3-8).
Воспитатель: Какие зимние явления природы мы наблюдаем на слайде?
Ответы детей: Мы видим как падает снег, кружит метель, метёт вьюга, иней.
Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?
Ответы детей: Это называется метель.
Воспитатель: Но зимой бывают такие ни, когда становится теплее, снег начинает таять. На снегу появляется твердая корочка «наст» (слайды 9-10). На крышах появляются сосульки (слайды 11-12). Такое состояние погоды называется «Оттепель» (Слайд 13). А кто из вас ребята, знает как называется мелкий дождик? Мелкий дождик называется изморозь. Когда заканчивается изморозь и ночью мороз немного подмораживает, на кустарниках появляется красивый иней. (Слайд 14).
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в самую глубину леса. Там в сказочном тереме живёт Дед Мороз. Зайдём к нему в гости. Не для кого не секрет, что Дед Мороз умеет исполнять чудеса со снегом и морозом. Ведь все мы замечали, как красиво он рисует на окнах.
(Воспитатель приносит тарелочки со снегом и пустые формочки).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении? Какой становится снег?
Ответы детей: Снег стал влажным.
Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?
Ответы детей: Из него можно сделать комок.
Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?
Ответы детей: Снег тает в руках.
Воспитатель: Что произойдёт со снегом, если мы его долго будем держать в тепле?
Ответы детей: Снег растает и станет водой.
Воспитатель: Конечно! Снег превратится в воду. А если мы эту воду перельём в формочки и отнесём обратно на улицу, что с ней станет?
Ответы детей: Вода станет льдом.
Воспитатель: Ребята, взгляните на тарелочки. Наш снег уже стал водой. Как вы думаете её можно пить?
Ответы детей: Нет, она грязная.
Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов. Давайте аккуратно выльем воду в формочки.
(Дети сливают воду в приготовленные формочки)
Воспитатель: Когда мы вернёмся из сказочного леса и отправимся на прогулку, мы увидим свои формочки, в них уже будет лёд.
Рефлексия.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Воспитатель: Давайте вспомним, что же мы видели в лесу, какие явления природы?
Ответы детей: Вьюга, метель, иней, оттепель.
Воспитатель: А какие чудеса научились делать из снега?
Ответы детей: Из растаявшего снега сделали лёд.
Воспитатель: Вам понравилась прогулка?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Следующая наша прогулка будет в сказочный лес весной.