Никерова Татьяна Александровна
НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №46»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
НОД в подготовительной группе
на тему
Подготовила воспитатель:
Баймухаметова Т. А.
2018г.
Цель:
- Сформировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.
Задачи:
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему „Органы чувств“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- побуждать детей к познанию органов чувств, их значением
-развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;
- учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
- развивать активную речь детей;
- воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.
Методы и приё мы:
• Наглядные (показ иллюстраций, материалов).
• Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
• Игровые (дидактические игры, словесные)
• Практические (опыты, исследование).
Оборудование и материалы:
• Раздаточный материал: набор из карточек (лицо, глаза, уши, нос, губы, клей-карандаш, баночки с чесноком, лимоном, духами.
• Музыка с голосами животных
Ход НОД
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. (изображение человечка, но без лица)
- Что же в нем странного (У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.)
-Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? (нет)
-Давайте докажем ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать. А чтобы это сделать нам предстоит провести настоящее исследование. Готовы? (да)
-Сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека.
2. Заходим в лабораторию №1.
Что здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадку:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам. (глаза)
- Правильно, глаза - орган зрения. Давайте все вместе скажем - «Глаза-орган зрения». А для чего нужны глаза? (ответы детей).
- Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)
-Что я сделала?
-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.
-А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру.
- Как называется эта фигура? (квадрат)
- Правильно, а эта? (круг).
-Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета.
-Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей).
- Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать?
-Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? (ответы детей) Вот это да!
-Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза.
- Благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками)
-Приклеим нашему человечку глаза (по командам)
- А еще нужно делать зарядку для глаз.
3. Выполнение упражнений зрительной гимнастики «Веселая неделька»
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики-глаза
Отводят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем.
Жмуримся и открываем-
Так игру мы продолжаем.
А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали –
Глазки рассмотреть должны.
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
4. Входим в следующую лабораторию № 2
- Как вы думаете, что здесь изучают?
Ребята слушают как кричат кукушки.
А для этого нам нужны… (Ушки)
- А ухо это какой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)
- Проведем еще один эксперимент.
5. Игра «Кто в лесу живет?»
-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки.
- Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку)
-Приклеим же нашему человечку уши (по командам)
6. Переходим в следующую лабораторию № 3
- Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:
Кто что вкусное принёс -
Всё учует детский. (нос)
- Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи)
-Какие бывают запахи? (приятные и неприятные)
-Верно, носом мы дышим. А еще нос помогает чувствовать и различать запахи.
-Давайте приклеим нашему человечку нос.
7. Дидактическая игра «Вкусовые баночки»
- Предлагаю с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках.
-Что вы почувствовали? (запах чеснока, лимона, духов)
- Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус).
8. В следующей лаборатории № 4 изучают именно этот орган чувств :
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)
- Какой это орган? (Орган вкуса). Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).
-Какой бывает вкус пищи? (сладкий, кислый, соленый, горький).
9. Игра с мячом «Что может быть сладким, соленым, кислым или горьким»
-Приклеим нашему человечку ротик, в котором находится язык.
-Теперь у нашего человечка появилось лицо. Он очень благодарит вас за то, что вы доказали ему, что органы чувств очень важны для человека.
10. Наша Последняя лаборатория № 5
- Отгадайте загадку, чтобы узнать что здесь изучают:
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши. (руки)
- Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)
А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (кожа)
Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.
11. Дидактическая игра "Чудесный мешочек".
-Давайте попробуем определить на ощупь поверхность предмета и угадать его.
12. Подведение итогов.
- Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека!
Давайте вспомним их:
• Один говорит,
• Один нюхает,
• Двое глядят,
• Двое слушают,
• Двое трогают
- Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать?
Соблюдать следующие правила гигиены:
• относиться бережно, содержать в чистоте;
• не переохлаждаться;
• не обжигаться;
• не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
• не читать книги при плохом освещении;
• не включать громко музыку, особенно в наушниках.
Берегите себя, заботьтесь о себе!