Рыжих Мария
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с окружающим миром
Конспект занятия в средней группе на тему «Зимующие птицы»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о разнообразии зимующих птиц. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров).
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Задачи.
Образовательная - расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека; активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения; совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных.
Развивающая- развивать мышление, воображение, наблюдательность; познавательный интерес к жизни зимующих птиц.
Воспитательная- воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание картинок с птицами. Чтение художественной литературы: «Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко. Заучивание стихов. Отгадывание загадок про птиц. Беседы «Что ты знаешь о птицах?» «Трудно птицам зимовать». Рисование - «Снегири». Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова». Изготовление кормушек.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Раздается стук в дверь. В группу «влетает» Сорока.
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Х Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу. Х
Звучит запись «Голоса птиц»
Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.
«Чтоб лес открыть, нужна не прыть,
Нужны глаза и уши
Мои ключи: Смотри, молчи,
И примечай, и слушай!»
Воспитатель: дети, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц : что у них общего, смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (воспитатель обводит указкой части тела у птиц, привлекает к ответу детей). А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?
Ответы детей:- у снегиря грудка красная, у синицы- желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные, у сороки белые бока, даже в сказках ее называют сорока- белобока и т. д.
Воспитатель: Чем птицы отличаются от животных?
Дети: Птицы умеют летать
Какие части тела помогают им летать? (крылья)
Как же крылья помогают в полете?
ПОДХОДИМ К СТОЛУ. НА КАЖДОГО РЕБЕНКА ПО 2 ЛИСТОЧКА (А4 /2)
ОПЫТ.
Проводится опыт. На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустите шарик из рук. Что произошло? (Он камнем упал вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Лист плавно опустился, лист летел.) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному?
Вывод: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе.
Некомканый лист - широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. Как расположены крылья птицы, когда она находится на Земле? (Сложены на туловище). А в воздухе? (Расправлены).
Идут по лесу. Картинка зимы на мольберте.
Воспитатель: Ребята, какая бывает зима?
Дети: Зима суровая, вьюжная, морозная.
Легко ли птицам зимой в лесу?
Воспитатель: Что страшнее для птиц холод или голод?
Воспитатель: Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям? Правильно, потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки), а какие птицы любят рябину поклевать (снегири) .А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало. (К МОЛЬБЕРТУ ПОДХОДЯТ)
Воспитатель: Что за птица на дереве сидит?
Дети: ворона (сделать)
Воспитатель: Давайте рассмотрим её. Что можно сказать о размере вороны? Дети: крупная, большая
Воспитатель: Какие у неё крылья?
Дети: большие
Воспитатель: А лапки?
Дети: сильные, цепкие
Воспитатель: Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)
Воспитатель: Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)
Воспитатель: Как они кричат?
Воспитатель: Чем питаются вороны?
Стихотворение:
Вот под ёлкой запушённой
Скачут по двору вороны
Кар - кар - кар
Из-за корочки подрались
Во всю глотку разорались:
Кар - кар - кар!
Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).
Воспитатель: А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.
Дети подходят к панно с изображением воробьёв и синиц (на дереве)
Воспитатель: Вот воришки - воробьи
И озорницы - синицы.
Воспитатель: Давайте их рассмотрим.
Воспитатель: Какие по размеру эти птицы?
Воспитатель: Из каких частей состоит туловище птицы?
- Чем питаются воробьи и синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?
Дети: Летают.
Воспитатель ставит музыку, предлагает детям потанцевать.
Физкультминутка «Летели две птички»
Летели две птички
Ростом невелички
Как они летели
Все на них глядели
На полянку сели
Песенку запели
Стали расставаться
Крепко обниматься
Задание на развитие внимания, памяти, логики.
1. «Кто улетел из кормушки».
Ребенок закрывает глаза, взрослый убирает 1 или несколько птиц из кормушки. Ребенок должен назвать пропавшую птицу.
Четвертый лишний»
Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка
Сорока, воробей, ласточка, дятел.
Ворона, скворец, синичка, галка.
Утка, снегирь, голубь, сорока.
Клёст, воробей, синичка, кукушка.
Игра «Улетают - не улетают».
Когда дети слышат название перелётных птиц - машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующих птиц - они обнимают себя руками, словно согревают себя.
Ворона, грач, воробьи, сорока, лебедь, дятел, кукушка, галка, синичка, голубь, сова и. т. д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
Дети: Люди.
Воспитатель: Для чего они это сделали?
Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.
Игра " Наполним кормушку". (дети расчищают кормушку от снега-ваты, выбирают из предложенного корма нужный и выкладывают на макет кормушки)
Воспитатель: Как часто надо кормить птиц?
Упражнение «Назови ласково» (с мячом).
Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково» :
Снегирь - снегирёк,
Синица - синичка,
Голубь - голубок,
Воробей - воробейчик.
Воспитатель (подводится итог занятия) :
Вспомните, о чем мы говорили на занятии?
Каких птиц вы увидели?
Как нужно помогать птицам в зимнее время?
Чтение стихотворения Т. Евдошенико «Берегите птиц»
Воспитатель: Какая вам птица нравится больше всего?
Чем птицы отличаются от животных?
(Птицы умеют летать)