Светлана Такшина
НОД по обучению грамоте «Звук [Й] и буква «Й» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук и буква Й»
Цели и задачи:
Познакомить с буквой Й, Учить выделять звук -й- на слух, продолжать учить читать слоги, развивать фонематическое восприятие, развивать пространственную ориентацию, развивать умение работать в группе сверстников. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.
Оборудование: колокольчик для приветствия друг друга, интерактивная доска с играми, набор карточек со слогами, карточки синего и красного цвета на каждого ребёнка, счетные палочки, нитка, корона и указка.
Публикация «НОД по обучению грамоте „Звук [Й] и буква „Й“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Ресурсный круг: Дети стоят в кругу, воспитатель передает колокольчик и просит детей поздороваться ласково друг с другом. Доброе утро Данечка, доброе утро Машенька и т. д
Я сейчас прочту стихотворение, а вы догадайтесь, какое занятие у нас сейчас будет: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»(В. Берестов)
Догадались? (обучение грамоте). Ребята, зачем нам нужно обучаться грамоте? Может это Вам не надо и лучше поиграть? (ответы детей). Ну раз Вам надо, то тогда давайте играть. У каждого из Вас в кармане лежит карточка синего и красного цвета, я буду называть звук, а Вы, показывать карточку, если это гласный-красную карточку, если согласный – синюю, Воспитатель называет звуки : в, н, а, ж, у и т. д.
Предлагает сесть на стулья. Ребята, мы сегодня познакомимся с новым звуком и буквой. Эта буква не простая, она незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из этой загадки:
Слушайте внимательно, а потом назовите слова, где встречается этот звук :
Есть цейлонский, есть зелёный
Есть цветочный – выбирай!
Хоть горячий, хоть студёный
С наслаждением выпей. (чай) (Читать, выделяя звук «Й»)
- Кто внимательный? Дети называют слова
- Да, сегодня мы познакомимся с буквой – И краткая. А какой звук она обозначает?
-Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Что во рту помогает нам его произнести? Воспитатель показывает и объясняет артикуляцию звука [Й] :
— губки слегка в улыбке;
— зубки сближены;
— кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
— горлышко «работает». звук согласный (язычок создает преграду воздуху, звонкий, мягкий. Обозначение: зеленый кружок
Значит, он всё-таки согласный, но необычный, скажу вам по секрету, он всегда мягкий согласный.
В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале слова он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - «йод», «йог», «йогурт». А ещё некоторые путают букву «И» и «Й». Давайте на них посмотрим и скажем, чем они отличаются? (ответы детей)
И не в кепке, и не в шапке
Буква Й гуляет в шляпке!
Шляпка почему на ней?
Потому, что так - модней!
На какую букву похожа буква «Й»?
Игра «Конструируем букву».
Из счетных палочек дети выкладывают на столе букву «Й». Из кусочка толстой нитки делают «шляпку» для буквы Й. (слайд 1)
Игра на интерактивной доске «Что в домик попадет?»
Домик этот не простой, Он пускает только те предметы, в которых есть звук «Й». Дети выполняют задание по очереди. Картинки, которые подходят, исчезают в домике, а те в которых нет заданного звука, остаются.
Физминутка: Ой, ай, ай-я-яй, мальчики и девочки, сегодня не зевай, делай, как я-раз-два, раз, два, делай, как я раз-два, раз-два, делай, как я-раз-два, а сегодня мы с тобой вновь пойдём по мостовой, мы идём и поём, очень весело живем. (повторить 2 раза).
Работа по подгруппам : Ребята, сейчас я Вам предлагаю разделиться на 4 команды, каждой группе я выдам конверт со слогами, а Вы постарайтесь составить из слогов слово со звуком «Й», посмотрим чья команда быстрее справится, кто длиннее придумает слово. Слоги: «НЕ»; «КА»; «РА»; «ЧАЙ»; «ЗНАЙ»; «СТРОЙ»; «НИК»; «МУ»; «ВЕЙ»; «МАЙ».
Если останется время: мы поиграем в игру «Король и королева». Мы будем учиться приказывать. Дети выбирают короля или королеву, одеваем корону, даем указку. Я буду называть слово, а король будет говорит это слово со словом «Ты», приказ короля будем выполнять все вместе.
- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.
- Что изменилось в этих словах? (Появился звук (Й).
Молодцы, ребята, я увидела, что вы очень дружные, хорошо справились со всеми заданиями. Скажите, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомились? Теперь вы её сможете отличить от буквы «И», как? (ответы детей).
Итог: Лестница успеха: Ребята, оцените, кому было трудно выполнять задания, положите карточку на нижнюю ступеньку, кто немного не понял или справился не со всеми заданиями, на среднюю ступеньку, а кому всё удавалось легко и может объяснить другу, на верхнюю.