Алена Опарина
Конспект НОД по математике «Круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Курс математики «Игралочка» Л. Петерсон (2 младшая группа)
Открытое районное занятие
Воспитатель: Опарина А. А
Тема: Круг
Цель:
1) сформировать представление о круге как общей формы некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить умение сравнивать предметы по свойствам;
Публикация «Конспект НОД по математике „Круг“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, двигательную и тактильную память, логическое мышление, творческие способности.
Материал к занятию :
Демонстрационный: фигурки зайца, ежа, сороки, белок, круг, лист бумаги с нарисованными на нем кругами (разного цвета, формы, размера, геометрические фигуры, ватман с изображением машины на поляне.
Раздаточный: большие по размеру монеты, пуговицы, геометрические фигуры, предметные картинки с изображением предметов круглой формы.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя и проводит беседу о том, любят ли дети сказки.
В. - А хотите послушать сказку про зайца Кузьму?
2. Актуализация знаний
Игра «Колесо» (начало)
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о свойстве колеса.
- Жил-был заяц по имени Кузьма. Пошел он как-то по лесу гулять и видит колесо лежит. Хочется зайцу колесо домой взять, да не знает можно ли, ведь это не его колесо (предположения детей можно ли взять колесо или нельзя). Мимо пролетала сорока, которая в лесу все про всех знала.
«Это колесо ничье, оно давно здесь лежит, - говорит зайцу сорока. - Забирай его!»
Попробовал заяц поднять колесо, да не может, тяжелое очень. Как вы думаете, как надо поступить зайцу, чтобы доставить колесо домой? (предположения детей)
-Колесо можно докатить до дома. (Воспитатель катит колесо)
3. Затруднение в игровой ситуации
Игра «Колесо» (продолжение)
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для выделения формы круга, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление.
Пошел заяц дальше, катит свое колесо, а навстречу ему белочки – сестрички. Одна его спрашивает:
-Ты куда такую большую пуговицу катишь?
-Какая большая монета!- радуется другая белочка.
- Это не пуговица, не монета, а колесо,- отвечает заяц.
- Нет, монетка!
- Нет, пуговица!
- Смогли договориться между собой белочки? (Нет)
- Они не договорились, потому что не смогли найти, что общего у монеты, пуговицы и колеса.
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи: Сформировать представление о круге как общей формы некоторых предметов; сформировать опыт самостоятельного открытия, переживание радости открытия, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать, речь, логическое мышление.
- Что общего у всех этих предметов?
По выбору дети берут монетки и пуговицы. Дети рассматривают предметы и манипулируют с ними, высказывают свои версии. Воспитатель поддерживает детей в высказывании версий, выслушивает, хвалит. Затем вместе с детьми делает вывод:
- И колесо, и пуговица, и монетка катятся. У них одинаковая форма. Одинаковую форму, которую имеют колесо, монетка, пуговица называется круг.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Открой дверь»
Дидактические задачи: закрепить представление о круге, связать их с тактильными ощущениями; закрепить умение определять и называть форму круга, сравнивать фигуры по форме, цвету размеру; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать, речь, логическое мышление.
Воспитатель рассказывает дальше сказку.
- Шел, шел наш заяц Кузьма дальше по лесу по пути встретил ежика, он был очень расстроен. Заяц спросил:
-Что случилось у тебя?
- Пока я выходил погулять, дверь моего дома закрылась, и я не могу ее открыть - ответил ежик.
-Дети, поможем ежику открыть дверь? (Ответы детей) Но открыть ее мы сможем только тогда, когда подберем к замку детали.
(На столе разложены разные геометрические фигуры, отличающие по форме, цвету, размеру). Воспитатель показывает детям рисунок замка. Каждый ребенок накладывает соответствующую фигуру на рисунок. Если ребенок испытывает затруднение, или кладет не ту фигуру, то обязательно под руководством воспитателя проводится понимание и преодоление причины затруднения. После того, как все дети, положили круги, воспитатель задает вопросы:
- Какую форму имеют детали замка? (круглую)
- Из каких фигур сделан замок? (из кругов)
- Из одинаковых или разных кругов сделан замок?
- Что у кругов разное?
Воспитатель хвалит детей и уточняет, что круги отличаются по размеру, цвету.
Еж благодарит детей за помощь.
6. Физминутка
7. Игра «Подбери правильно»
Дидактические задачи: закрепить умение выделять в окружающей обстановке предметы круглой формы и называть форму круга; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать, речь, логическое мышление, умение работать вместе.
- Ой, детки что-то наш Заяц Кузьма совсем устал. Может, поможем ему побыстрей добраться до дома. А на чем Кузьма, может быстро добраться до дома? (ответы детей).
На столе лежит рисунок, где изображена машина на поляне (на рисунке отсутствуют детали круглой формы – колеса машины, яблоки на дереве, круг солнца и т. д.)
- А вот и наша машина. Только с нашей машинкой что-то не то… (предположения детей).
- Дети, вам нужно прикрепить недостающие детали на рисунке. А какой формы недостающие детали? (проводится коллективная работа детей).
- Ну вот, вместе с вами мы помогли зайцу Кузьме добраться до дома. Мы с ним еще обязательно встретимся.
8. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- Про кого вы слушали сказку?
- А кому мы сегодня помогли?
- С какой формой мы познакомились?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что помочь они смогли зверятам потому, что знают круг и умеют находить его среди других фигур.