Елена Козицына
НОД по математическому развитию детей подготовительной к школе группы «Играем со звёздочками«
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Упражнять в счёте в пределах 10, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10;
2. Упражнять детей в умении сравнивать два числа, группы предметов;
3. Закрепить умение ориентироваться на прямой, применять ориентацию по направлению право – лево;
4. Закрепить умение различать понятия: за – перед, выше – ниже, над – под;
5. Учить выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку;
6. Упражнять детей в умении различать простейшие геометрические фигуры;
Публикация «НОД по математическому развитию детей подготовительной к школе группы „Играем со звёздочками„» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
7. Упражнять детей в умении решать простейшие арифметические задачи;
8. Сформировать понятие столбик – строчка.
Развивающие задачи:
1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
2. Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
4. Расширить кругозор.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям;
3. Воспитывать умение слушать других детей.
Оборудование: компьютер
Раздаточный материал: маркерные досочки, маркеры, тарелочки со звёздочками разных цветов, листы бумаги – небо.
Структура занятия:
1. Игровая ситуация: поиски потерянных звёзд, появление Звездочета
2. Разминка.
3. Упражнения для глаз.
4. Игра с шапкой-невидимкой.
5. Задачи на сравнение групп предметов.
6. Динамическая пауза.
7. Введение понятия столбик – строчка, упражнения на закрепление этого понятия.
8. Логические задачи.
9. Итог занятия.
Воспитатель:
Какое у нас на улице время года? На улице солнышко, оно встаёт теперь рано и заглядывает к нам в окошко, зовёт нас на занятие, а занятие у нас - математика. Какое у вас сегодня настроение? Вам нравится математика? Мы сегодня будем играть, а вот с кем играть, вы узнаете и назовёте мне сами.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам сначала сосчитать в прямом порядке от 1 до 10. (счёт)
- А теперь в обратном порядке от 10 до 1. (счёт).
- А теперь посмотрите: перед вами лежат досочки на них написаны цифры, необходимо соединить цифры по порядку, что-то у вас должно получиться. (дети открывают маркеры и соединяют точки, получается звезда).
- Что у вас получилось? (звёздочка)
- Правильно, получилась звёздочка. Сколько лучиков у этой звёздочки? (7)
- А знаете, как тут однажды ночью я смотрела на небо, звёзд там очень много, так красиво! И увидела несколько падающих звёзд, все они были разные, но очень красивые,, я решила их собрать в свою коробочку, но собирала именно те звёздочки, у которых 7 лучиков. Мы с ними так весело играли, но звёздочки оказались такими шустрыми, что разбежались и спрятались от меня, помогите, пожалуйста, мне их собрать. Но помните, мои звёздочки, у которых 7 лучиков.
Присаживаемся на стульчики у монитора.
2 слайд
- Посмотрите, на небе появились звёздочки, сосчитайте, пожалуйста, сколько же их? (10)
- На каком месте стоит зеленая звездочка?
- Какая по счёту белая звезда?
- Какой номер у жёлтой звезды?
- Перед какой расположена голубая?
3 слайд упражнение в умении сравнивать (больше – меньше)
Сейчас появится звезда с цифрой, а за ней другая. Если номер новой звезды больше, то вы его называете громче, если меньше, то тише, шепотом. (Дети, изменяя громкость голоса, называют появляющиеся цифры. Цифры появляются с каждым щелчком мыши. В конце появляются одинаковые цифры. Обсуждаем ситуацию) .
Слайд 4. упражнение в умении определить расположение цифры в ряду.
А сейчас такое задание. На нашем небе появится звезда с цифрой, которую кому-то из вас нужно угадать. Я вызываю одного человека, он встаёт лицом к ребятам и спиной к монитору, там появляется цифра, надо угадать её, я буду делать подсказки.
- эта цифра стоит после 3 (4)
- эта цифра стоит между цифрами 5 и 7 (6)
- эта цифра стоит до 2 (1).
- эта цифра стоит после 7 (8).
Физминутка.
Звёзды – хлопаем в ладоши
ракета – топаем ногами.
И для глаз (голова не двигается, работают только глаза:
1. К окну
2. К стене
3. На потолок
4. На пол
5. Круг в одну сторону нарисовать глазами, затем в другую сторону.
Переходим к столам:
На столах лежат синие листы бумаги – это небо, на тарелочках – звёзды.
Ориентировка в пространстве:
В правый верхний угол положите 2 зелёных звёздочки, в левый нижний угол положите 1 жёлтую звёздочку, в левый верхний угол – 2 розовых звёздочки, в левый нижний угол – 1 оранжевую звёздочку, в центр листа – 1 красную звёздочку, справа от неё – оранжевую, а слева от красной – жёлтую.
Отлично поработали, а теперь возвращаемся к компьютеру.
Слайд 5. Тренировка внимания, памяти, упражнение в ориентировании на прямой с использованием понятия «право – лево», решение арифметической задачи на увеличение числа на 1. (Слайды разработаны так, что создаётся впечатление, что звёзды падают вниз. Воспитатель ловит их коробочкой).
Ребята, а вы знаете, что звезды живут одни. Они на небе собираются вместе и живут в созвездиях. Созвездиям очень давно люди дали имена. Например, есть созвездие «Рыбы» (каждая картинка появляется по новому клику мыши, «Лебедь», «Собака», «Рак», «Медведица», «Лев». А это комета, блуждающая хвостатая звезда. Запомнили названия созвездий? (есть смысл еще раз вместе с ребятами повторить названия со слайда, показывая картинки указкой). Клик мыши.
- Смотрите, смотрите, моя розовая звездочка! А может не моя? Сколько у неё лучиков? (дети считают 7)
- Значит моя! В каком она созвездии, запомните! (Рак) .У неё есть шапка-невидимка, она её сейчас оденет (клик мыши, звезда пропадает). Ребята, я чувствую, она передвинулась на три домика вправо. Где она? (дети должны глазами отследить, куда попала звезда) (У Лебедя) .(если дети отгадали, то, кликнув мышью, увидим звезду над этой картинкой. Если нет, можно им немного помочь) .(клик мыши, звезда пропадает) .
Иди, беглянка ко мне! Смотрите, смотрите, еще одна звездочка! (по клику мыши появляется желтая звезда у Собаки. Происходят действия аналогичные первому случаю, но с другим маршрутом движения звезды.
Маршрут 2. На один домик влево, затем на три домика вправо. (Комета) .
Маршрут 3. На два домика вправо, и еще на один домик вправо. (Рыба) .
Маршрут 4. На три домика вправо, и на три домика влево. (Медведица) .
Каждый раз воспитатель спрашивает у детей, сколько звёзд у него в коробочке.
Воспитатель:. Спасибо, ребята, у меня уже четыре звездочки!
Слайд 6. Упражнения на внимание и умение применять понятие «больше – меньше» для группы предметов, увеличение числа на 1.
Воспитатель:
Смотрите, звёзды разбились по группам. Я точно знаю, моя звёздочка в группе с большим количеством звёзд! (каждый новый клик мыши количество звёзд меняется, позиции перестраиваются самостоятельно. Дети используют понятие право-лево; например, кто считает, что справа больше звёзд, поднимает правую руку. В конце 6 слайда остаются две звезды) .
- Что делать? Какая из них моя (тут самые внимательные должны догадаться, что у наших звёзд 7 лучиков). Ещё одна моя красавица отыскались! Сколько их уже? (4 да 1 будет 5) .
Слайд 7. Узнавание геометрических фигур, решение логической задачи с использованием математического отрицания.
Ребята, впереди новые созвездия! Попробуйте мысленно соединить звезды и определить названия созвездий. Созвездия называются как и геометрические фигуры.
(По клику каждому мыши появляются звёзды. Дети называют квадрат, ромб, трапеция, круг, треугольник). Как много звёзд! Но я точно знаю, что мои образуют фигуру с углами, но не четырехугольник. (Дети догадываются, что это треугольник. По клику мыши созвездие Треугольника покидает экран).
Физминутка.
Месяц по небу плывёт. Кто на месяце живёт? – ходьба на месте.
Там гуляет хитрый лис, он на землю смотрит вниз. – Наклон вперёд.
Машет лис своим хвостом, серебрится мех густой. – Машут руками за спиной.
А вокруг летают звёзды, залетают к лису в гости. – Руки в стороны, покачать.
Слайд 8 Упражнения в определении понятия «строчка – столбик», тренировке математической речи.
Ребята, чего только не увидишь в космосе!
Вот, например (по клику мыши появляются строчка космонавтов, затем строчка ракет). Кто это? Что это? (дети отвечают) Эти объекты выстроились в строчку. Про сточки говорят «верхняя», «нижняя». Но что-то здесь не так… Что же? (Дети говорят, употребляя новые понятия «Третий космонавт в верхней строчке вверх ногами», «Последняя (пятая) ракета в нижней строчке другая».
Слайд 9. Упражнения в определении понятия «строчка – столбик», тренировке математической речи.
А здесь столбики. Про них говорят «левый», «правый». Что здесь не так? (Дети говорят, употребляя новые понятия «Третья летающая тарелка в левом столбике повёрнута», «Первый инопланетянин в правом столбике вверх ногами») .
Слайд 10, 11. Логические задачи. Квадраты, какой звезды не хватает.
В моей коробочке не хватает всего двух звездочек. Они спрятались здесь! (дети решают логическую задачу на двух последних слайдах и находят недостающие звёзды) .