Ольга Зайцева
НОД по художественно эстетическому воспитанию «Подводным мир моря»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Подводный мир моря
» (старшая группа)
Цель: развивать умение детей создавать сюжетные композиции на тему морского пейзажа.
Задачи:
Образовательная: учить создавать морской пейзаж, изображая линию горизонта, передавая богатство цветов и оттенков неба и моря, растительного и животного подводного мира.
Публикация «НОД по художественно эстетическому воспитанию „Подводным мир моря“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Развивающая: развивать интерес к созданию образа моря, отражать свои представления о море, летнем отдыхе изобразительно-выразительными средствами, построению изображения композиционно.
Воспитательная: способствовать чтобы в рисунке дети передавали своё отношение к морю, используя цвет как средство выражения (светлые краскии- спокойное море, тёмные - тревожное море)
Здоровьесберегающая: обеспечить развитие природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой искусством.
Материал: белые листы А 4, гуашь, кисточки, поролоновые губки, стаканы с водой.
Предварительная работа: Беседы о море и морских обитателях, рассматривание иллюстраций. Чтение литературных произведений о море. (Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живет», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка») Художественное слово: пословицы и поговорки о море, загадки о морских обитателях. Чтение стихов (И. Токмакова «Где спит рыбка?», А. Барто «Раковина», В. Орлов «Кто утюжит море?», Г. Р. Лагздынь «Морской конёк», Лаврова «Груша с длинными ногами», Г. Р. Лагздынь «Волнуется море встаёт на дыбы» и т. д. Прослушивание аудиокассет: шедевры инструментальной музыки «Звуки моря», «Звуки воды». Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Разноцветная семейка», «Подводная братва». С закрытыми глазами вдыхаем морские запахи (запах растворенной в воде морской соли, свежемороженой рыбы и т. д., рассуждаем, какие чувства вызывают эти запахи – приятные или нет, появляются ли образные картинки, если да, то какие? Сюжетно-ролевые игры («Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»). Настольные игры («Поймай рыбку», «Остров сокровищ»). Подвижные игры (Водяной», «Рыбаки и рыбки», «Водолаз»)
Ход НОД:
Дети сидят на ковре. На мольберте висят картинки с изображением купающихся детей и взрослых в море.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эти рисунки. Кого вы на них видите?
(Дети перечисляют).
Воспитатель: Что они делают?
(Находятся на море, плавают, загорают, отдыхают.)
Воспитатель: Эти картинки изображают людей отдыхающих на море. Нравятся вам они? Чем?
(картинки яркие, солнечные, красочные, а море на них голубое, прозрачное, ласковое).
Воспитатель: У меня для вас есть сюрприз.
(показ «Чудесного мешочка).
Воспитатель: Отгадайте загадку, про то что там находится:
Этот домик я могу
Отыскать на берегу.
В нем укрытие моллюска,
И хозяин гордый:
"Домик выдержит нагрузку,
Известковый, твердый".
(Ракушка)
Воспитатель:, достань пожалуйста этот предмет.
(ребенок достает ракушку и передает воспитателю)
Воспитатель: Ракушка – это дар моря. Хотите послушать шум моря? Тогда давайте создадим полную тишину и по очереди приложим ракушку к уху. Слышите шум прибоя и шорох волн?
(Ответы детей)
Воспитатель: А помните, мы в подводной лодке погружались на глубины морские? Через специальные окошки (иллюминаторы) наблюдали загадочный подводный мир. А кого же мы видели в морских глубинах? (Показ картинок: рыбок, акул, осьминогов, мурену, раков, медуз, морскую звезду и т. д.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим внешний вид рыб. Тело у них какой формы?
(овальной, круглой, продолговатой).
Воспитатель: Чем оно покрыто?
(чешуёй).
Воспитатель: Что ещё есть на теле?
(глаза, нос, рот, плавники).
Воспитатель: Правильно, на спине и животе у рыб расположены плавники. Какой они формы? Посмотрите, рыбы бывают разного размера: большие, средние и маленькие. Глаза у них расположены по бокам головы. Глаза чёрные, круглые, а снизу-рот.
(показ иллюстрации).
Воспитатель: Когда рыба плавает, она шевелит хвостиком и плавниками. Давайте покажем руками, как она это делает.
Воспитатель: А какого цвета бывают рыбы?
(ответы детей).
Воспитатель: А что же растёт на дне морском?
(Показ картинок: Травы, водоросли)
Воспитатель: Какие они? Какого цвета водоросли?
(Показ картинок: Длинные, узкие, широкие, зелёные или коричневые.)
Воспитатель: А почему их называют водоросли?
(Потому что в воде растут.)
Воспитатель: Море бывает разного цвета, когда спокойное то голубого или светло-зеленого цвета, синего цвета. А когда волнуется, какие краски должны присутствовать?
(темно-синие, фиолетовые, черные.). Показ картинок, с разным изображением моря.
Воспитатель: Давайте вспомним какими линиями мы рисуем спокойное море, проведите рукой в воздухе…
(Показ)
Воспитатель: Когда море тревожное?
(Дети показывают.)
Воспитатель: Ребята, что такое линия горизонта?
(Линия горизонта — это линия, «отделяющая небо от земли».)
Воспитатель: Правильно. Горизонт – это линия, отделяющая небо от моря.
(Показ)
Воспитатель: Что нужно изображать более светлых тонов море или небо над горизонтом?
(Показ)
Воспитатель: Посмотрите, видите перед вами рисунки, они разные.
(Показ)
А вы хотите нарисовать море? (Ответы)
Будем рисовать море, волны, водоросли и рыбок.
Физминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: Давайте сядем за столы и будем рисовать.
(дети садятся за стол).
Воспитатель рисует одновременно с детьми — воспитатель на своем листе, дети за столами на своих листах бумаги. Материалы для работы дошкольники выбирают по своему желанию, возможно сочетание различных материалов.
Воспитатель: Сделаем фон губкой. Смочим лист губкой. Быстрым, лёгким движением руки губка еле касается листа.
Воспитатель: По фону рисуем водоросли разными приёмами, которые знаете. Примакивание (показ) и концом кисти (точки, а вот эти длинные, волнистые – ворсом всей кисти (показ).
Воспитатель: А в водорослях плавают разноцветные рыбки. Нарисуем овальной тело рыбки. Нарисуем плавники прямоугольной формы. Хвост рыбки – треугольной формы. Закрасим рыбку.
(Звучит лёгкая музыка «Звуки музыки» с xmusik.me и дети рисуют.)
Воспитатель: Оставьте работы на столе и немножко отдохнём, идём на ковер.
Физминутка "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель: Давайте каждый художник расскажет о своей работе….
(Ребята показывают и рассказывают о своих рисунках).
Воспитатель: Молодцы все постарались! Как у настоящих художников получилось.
(Оформляется выставка детских работ).
Использованная литература:
1. Сайт xmusik.me «Звуки моря».
2. Сайт maam.ru .